Новые исследования исторических фактов показывают, что человеческие общества, переживающие спад, лучше справляются с восстановлением после последующих катастроф.
Старая поговорка, возможно, верна: то, что тебя не убивает, делает тебя сильнее. По крайней мере, так обстоит дело с человеческими цивилизациями на протяжении 30 000 лет истории, согласно новому анализу, опубликованному 1 мая в журнале Nature. Исследование показало, что по всему миру древние человеческие общества, переживавшие больше неудач, также быстрее восстанавливались после будущих спадов.
«Чем чаще популяция испытывает потрясения или спад, тем больше вероятность, что она сможет быстрее восстановиться в следующий раз», — сказал Live Science руководитель исследования Филип Ририс, археолог из Борнмутского университета в Великобритании.
Ририс и его коллеги обнаружили, что эти колебания между уязвимостью и устойчивостью были особенно сильны среди ранних фермеров и скотоводов. Сельскохозяйственные сообщества на протяжении всей истории переживали в целом больше спадов, чем другие общества, такие как группы охотников-собирателей, но они также оправлялись от этих спадов быстрее, чем другие группы.
«Это важная статья», — сказал Дагомар Дегрут, доцент Джорджтаунского университета, который изучает, как изменение климата повлияло на историю человечества, и который не участвовал в исследовании. «Существует много действительно влиятельных работ о распаде обществ, столкнувшихся с изменением климата», — сказал Дегрут в своем интервью, — «но акцент на устойчивости и только устойчивости встречается значительно реже».
Ририс согласился, что историки и археологи опубликовали множество тематических исследований отдельных социальных кризисов. Но трудно сравнивать этот опыт в пространстве и времени. Он и его команда собрали данные из 16 отдельных археологических памятников по всему миру, от Южной Африки до Канады, причем данные датируются 30 000 лет назад.
Чтобы определить спады и подъемы, исследователи использовали метод под названием «даты как данные». На каждом участке имелись записи радиоуглеродного датирования, которое определяет возраст органических материалов на основе распада углерода-14, радиоактивной формы углерода. Предыдущие исследования установили, что количество дат углерода-14, доступных для определенного времени и места, коррелирует с численностью населения. Когда больше людей, это означает больше активности, зданий, куч мусора и костров, которые нужно раскопать и датировать.
Большинство спадов, рассматриваемых в исследовании, имели место в течение десятилетий с лишним и имели самые разные причины: от изменения окружающей среды до социальных потрясений. В некоторых случаях у исследователей была конкретная историческая или климатологическая информация о том, что это были за кризисы, например, резкое похолодание в Норвегии, которое привело к потере урожая. По словам Ририса, фермеры и скотоводы по своей природе могут быть более уязвимы к стихийным бедствиям, поскольку один плохой вегетационный период или засуха могут означать немедленный голод. Но сельскохозяйственные и скотоводческие общества также могут иметь хорошие возможности для восстановления после стихийного бедствия.
«Победителям [после потрясений] либо просто повезло, либо у них есть какая-то технология, практика, поведение или социальный институт, что означает, что они добились большего успеха во время кризиса», — сказал Ририс. «В результате они с большей вероятностью передадут это знание, тот аспект культуры, который позволит их потомкам добиться большего в будущем».
Археологические находки хорошо согласуются с историческими исследованиями, сказал Дегрут, который исследовал устойчивость Голландской Республики перед лицом Малого ледникового периода в 17 веке. «Я нашел эти вещи для очень узкого тематического исследования, — сказал он, — а здесь авторы находят их для гораздо более широкого набора тематических исследований».
По словам Дегрута, менее определенно, смогут ли современные люди извлечь пользу из этих уроков. Все общества в исследовании были доиндустриальными и, возможно, имели мало общего с сегодняшним глобальным порядком. Однако, по словам Ририса, способность сравнивать общества и искать закономерности важна. Этот факт обеспечивает ту всеобъемлющую основу, которая позволит систематически решать проблему устойчивости.