Компоненты и значимость в современном мире
С течением времени человеческая деятельность изменяла окружающее пространство, создавая уникальную среду, отличную от природной. Термин «среда» в строительстве, архитектуре и дизайне приобрел новые значения, перешедшие из сферы биологии и экологии. В созданной среде всегда фигурирует человек, который обогащает её своим присутствием и исследует. Окружающую среду человека понимают как естественное, а также социальное окружение, обеспечивающее разнообразные возможности для развития его потенциала.
Пространство играет ключевую роль в формировании окружающей среды для человека, влияя на качество жизни и благополучие. Экологические характеристики пространства оказывают прямое влияние на общее качество жизни, определяя уровень благополучия человечества.
Экологический дизайн в современном мире не просто проектная деятельность, а целая парадигма, которая является манифестом для будущего и подчеркивает социокультурную значимость и ответственность дизайна. В интегративной модели экологического дизайна выделяются три ключевых компонента, включающие разнообразные аспекты:
- содержательный компонент, охватывающий мировоззрение, ценностные установки, философские и этические принципы, а также исторические, мотивационные, психологические и социологические аспекты.
- технологический компонент, включающий производственные, естественно-научные, нормативные и педагогические аспекты, обеспечивающие результативность процесса.
- эстетический компонент, сосредотачивающийся на форме, стиле и художественных аспектах дизайна.
Только при наличии всех трех компонентов дизайна можно гарантировать его экологичность. Отсутствие хотя бы одного из них приводит к утрате экологической целостности проектирования и результата в виде дизайнерского изделия. Эстетика является завершающим элементом, а основу проектирования составляют содержательный и технологический компоненты, поскольку без них экологический дизайн рискует превратиться в пустой звук или попытку зеленой отмывки. Основное внимание в процессе экологического дизайна должно уделяться не форме, а смыслу, идее, пониманию ответственности и цели проектирования.
От классики к постмодернизму
Современные концепции натурного и эстетического дизайна выделяют различные типы общественных пространств, включая классическое (традиционное), модернистское и постмодернистское.
Экологические аспекты традиционного пространства отражают ценности классической архитектуры и ориентированы на достижение гармонии с природой через соразмерность, ритмичность, симметрию, согласованность времени и естественные образы ценностей.
Модернистское пространство выражает потребность человека в разнообразии и контрастах, в поиске новых впечатлений и альтернатив. Это мир, в котором гармония находится в неожиданных решениях, в негативности и не нормативности, в нестандартных формах и неожиданных сочетаниях. Пространство открывает новую экологию, новые предпочтения и нужды человека, способы взаимодействия с окружающим миром.
Постмодернистское пространство стремится к созданию многозначной и многополярной среды, где каждый элемент имеет свою собственную историю и смысл. Параллельность и последовательность процессов генерирует полисинхронность и нелинейность. Интерьер в постмодернистском пространстве становится центром внимания, местом, где проходит вся функциональная деятельность человека.
Сбалансированный подход к комфорту и устойчивости
В работе архитектора и дизайнера в построении городской среды, в создании уникального «дома» для человека, всегда прослеживается экологическая компонента. Важно учитывать гигиенические, пространственные и антропометрические параметры, чтобы обеспечить комфорт и удобство пребывания человека в городской среде.
Таким образом, разнообразие и уникальность пространственных решений определяют современные потребности и ценности человека, создавая среду, где каждый элемент играет свою особую роль в формировании общего опыта и впечатлений.
Для человека, обитающего в искусственной среде интерьера, важно создать благоприятные условия для всех его жизненных процессов. В этом контексте интерьер можно рассматривать как экосистему, где происходит взаимодействие человека со средой и соседство с другими людьми. Проводя параллель между интерьером и экосистемой, мы понимаем внутреннее пространство архитектурного объекта как среду, полную жизни и взаимодействий.
Экологические концепции расставляют ключевые акценты над различными пунктами проектной деятельности. В архитектуре это может касаться выбора материалов, адаптации зданий к окружающей природе и создания благоприятной среды для человека.
В промышленном дизайне учитывается производство продуктов из вторичного сырья и минимизация энергозатрат. Архитекторам, проектировщикам и дизайнерам важно опираться на результаты исследований в области экологии человека и примененной экологии, включая коммунальную, поселенческую и городскую экологию.
Соблюдение эргономических требований и нормативов по физико-химическим параметрам интерьера представляет неотъемлемую часть процесса проектирования и строительства. Создание экологически устойчивых и комфортных пространств важно для обеспечения здоровья и благополучия людей, а также сохранения окружающей среды в целом.
Дизайн в эпоху устойчивого развития
В 1970-е годы начался важный процесс экологизации научных теорий и социально-экономического роста, который способствовал формированию Концепции устойчивого развития. Новая концепция была признана важной в 1992 году на конференции ООН посвященной окружающей среде и развитию в бразильском Рио-де-Жанейро. Она получила название "Повестка дня на XXI век".
С позиции экологии, устойчивое развитие призвано гарантировать целостность биофизических естественных систем, особенно жизнеспособность экосистем, которые играют ключевую роль в глобальной стабильности ноосферы и биосферы. Определение природных систем и ареалов обитания ко всему прочему включает в себя созданную человеком среду, включая города. Жизненное пространство человека отражает его единство с окружающей средой и взаимодействие с ней, что является основой экологии.
Деятельность дизайнера всегда носит экологический характер, особенно в контексте массового производства объектов дизайна и элементов архитектуры, которые постоянно заменяются новыми в геометрической прогрессии, не укладываясь в естественный круговорот веществ. Человечество стало основным источником мусора, создав материалы, которые не могут быть переработаны в природе. Влияние антропогенных факторов на окружающую среду, определило ее эволюцию, развитие происходит настолько быстро, что стабильность биосферы под угрозой.
Недавние исследования проблемных вопросов дизайна подчеркивают важность изучения воздействия на окружающую среду. К примеру, Д. Норман, известный американский инженер-дизайнер, выделил семь этапов действия для достижения цели, начиная от ее идеи и заканчивая оценкой результатов. Он подчеркивает, что концепции проектирования призваны обеспечивать функциональность, комфорт и эргономичность.
При том, что культурологические, эстетические и этические аспекты дизайна могут не учитываться, важным является результат восприятия окружающего мира и преобразований в нем. Дизайн играет ключевую роль в производственном процессе, и дизайнеры способны учитывать негативное влияние их продуктов на природу на каждом этапе жизненного цикла. Проблема рационального использования становится критической, начиная с проектирования, когда перед дизайнером стоит задача учета оптимальности затрат материалов, срока годности изделия и возможности утилизации.
Также важно делать прогнозы и предугадывать возможный экологический вред в процессе изготовления, использования и утилизации продукта. Дизайн сочетает в себе передовые тенденции и достижения проектирования, искусства, технологий и научной мысли. Творческая деятельность включает в себя возвращение к историческим корням и использование прошлого опыта для создания форм с особым знаковым и символическим значением. При этом дизайнеры объединяют экологический подход с культурологическими аспектами, чтобы создавать уникальные и функциональные решения, которые сочетаются с окружающей средой и культурным наследием.
Для того чтобы создать экологически устойчивые объекты дизайна, специалисты Санкт-Петербургского проектного института прибегают к разнообразным методам, включая технологические, конструктивные и художественные приемы, направленные на экологизацию материально-пространственной среды. Эти подходы способствуют достижению гармонии между человеком и природой, сохранению окружающей среды, а также стимулируют личную мотивацию и потребности человека в экологичном образе жизни.
Однако, важным фактором является мировоззрение архитекторов и художников-дизайнеров, их этика, а также наличие экологической культуры, что обеспечивает ответственное проектирование с точки зрения экологии. Дизайн, как взаимодействие человека и окружающей среды для удовлетворения потребностей, обладает значительным потенциалом в решении экологических проблем и способствует гармоничному сосуществованию человека и природы.