В российских и европейских сказках достаточно часто упоминается «живая» и «мёртвая вода». Оказывается, что последняя действительно существует в природе, но значительно отличается от сказочной. В древних преданиях она способна затягивать раны, а в наше время она регулярно затягивает корабли, не позволяя им передвигаться по морям и океанам.
Данный эффект известен с давних времён и впервые упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего. Он описывает случаи, когда у кораблей «падали» паруса от отсутствия ветра и даже использование гребной вёсельной силы не могло их сдвинуть с места.
Подобные явления были знакомы как скандинавским викингам, так и средневековым мореплавателям. С такой же проблемой столкнулся и знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, который описал эффект «мёртвой воды» в 1893-м году во время экспедиции на знаменитом «Фраме». В своём произведении «Фрам» он описывает инцидент в полярных водах так:
«Мы не двигались, а словно тащили воду за собой. «Фрам» стало удерживать, как будто какой-то неведомой силой и он не слушался руля. Лишь только машина переставала работать, судно тотчас же останавливалось, точно схваченное чем-то за корму».
Причину этого явления удалось установить только в 20-м веке. Сначала было установлено, что эффект «мёртвой воды» встречается лишь в определённых местах. Это могут быть северные территории поблизости с Ледовитым океаном, побережье России, Норвегии и Канады. Другими областями считаются места впадения в моря и океаны крупных рек – Амазонки, Енисея, Ориноко. Разгадка оказалась достаточно простой – эффект «мёртвой воды» случается в местах, где пресная вода поступает в солёную. Они обладают не только разной солёностью, но и разной плотностью, а потому почти не смешиваются и создают водную структуру из нескольких пластов.
В северных широтах причиной может служить таяние ледников, в южных – впадение крупных пресноводных рек в море. Пресная вода при этом располагается выше, а солёная – ниже; так же образующиеся слои различаются не только по солёности и плотности, но и по температуре. В результате сопротивляемость воды движущемуся судну повышается в 10 раз, особенно ярко это проявляется, если разложение слоёв происходит примерно на глубине осадки корабля. В этом случае даже при наличии современных двигательных установок они дают сбой и останавливают свою работу. Паруса и вёсла при этом не помогают, ветер прекращается, а вода становится настолько густой, что плыть в ней просто невозможно.
Обычно считается, что подобные проблемы возникают только с небольшими судами с малой скоростью передвижения, как «Фрам» Фритьофа Нансена. Однако «мёртвая вода» может застопорить движение крупных судов. Так летом 1981-го года в такую ловушку попало советское судно «Маршал Жуков» при прохождении через пролив Дарданеллы. Целых четверо суток этот большой корабль не мог выбраться из ловушки «мёртвой воды», не помогали даже мощные двигатели и огромные гребные винты.
Причиной беды стало попадание судна в точку на фронтире Чёрного и Эгейского морей. Как известно, Чёрное море скорее похоже на пресноводное озеро, в свою очередь Эгейское обладает высоким уровнем солёности. Так же их воды значительно различаются по плотности и температуре. Как итог, «Маршал Жуков» потерял способность маневрировать и судно было развёрнуто перпендикулярно проливу Дарданеллы. И лишь когда корабль постепенно преодолел пролив, двигатели были запущены и он продолжил плавание. После этих событий капитаны стали учитывать условия, которые могут привести к нежелательному эффекту.
Репост, подписка и ваш щедрый лайк помогают в развитии канала и мотивируют автора на лучшую работу.