В статье автором рассмотрены ключевые особенности вертикальной интеграции, которая подразделяется на восходящую и нисходящую. Для лучшего понимания приведены практические примеры на каждый из рассматриваемых типов. Выделены и охарактеризованы положительные и отрицательные черты. Рассмотрен пример установления барьера вертикальной интеграции. Во второй части статьи автором рассмотрен пример горизонтальной интеграции, а также его влияние на конкурентный сегмент рынка. Подведен итог по выбору типа интеграции в зависимости от целей компании.
Интеграционные процессы предприятия заключаются в горизонтальном, вертикальном и конгломератном типе интеграции. Рассмотрим, чем выражается каждый из них.
Вертикальная интеграция заключается в объединении нескольких стадий производственного процесса воедино, с целью увеличения доходов, роста влияния на рынке и масштабирования бизнеса. Ярким примером использования вертикальной интеграции является производитель смартфонов Apple Inc. Компания выполнила обратную интеграцию путем производства чипсета, тем самым снизила его стоимость и получила непрерывный контроль качества продукта.
Вертикальная интеграция также прослеживается в открытии розничных магазинов Apple Stores для реализации производимой продукции. Благодаря открытию магазинов для собственного бренда компания обошла затраты на комиссиях, которые должны были бы выплачиваться розничным партнерам, а также получила возможность унификации стиля собственных магазинов, что является позитивным фактором продвижения лейбла и сокращения себестоимости единицы товара.
Вертикальная интеграция делится на восходящую и нисходящую. Нисходящую интеграцию мы рассмотрели на принципе объединения нескольких последовательных стадий производства и сбыта, то есть в примере открытия сети розничных магазинов Apple Stores. Восходящая интеграция характеризуется объединением более поздней стадии с предшествующей с целью снижения затрат и обеспечения надежности в поставках необходимых ресурсов для производства. Примером является McDonald’s. Сеть ресторанов известна более чем в 100 странах мира. Компания создала собственные заводы для закупки сырья, используемого для производства пищевых продуктов.
Рассмотрим примеры выгод от внедрения вертикальной интеграции:
1. Уменьшение буферных запасов благодаря увеличению надежности комплектующих и промежуточных поставок;
2. Проведение оптовых сделок;
3. Внедрение административной системы управления;
4. Снижение торговых затрат посредством совершения взаимовыгодных сделок с рекламными и торговыми агентствами, осуществляя интернализацию не только с продавцами, но и покупателями.
Необходимо отметить, что не вся вертикальная интеграция эффективна и приводит к успешной реализации деятельности. В случаях неправильного построения связей компании нередко становились банкротами. Вертикальную интеграцию стоит внедрять, если организация способна выполнять функции в цепочке. Основной момент – обеспечение интеграции действий в процессе создания стоимости продукции для более эффективного и экономичного ведения бизнеса.
При доминировании бизнеса на одной из стадий производства, такая интеграция способна спровоцировать антиконкурентные последствия. При нисходящей и восходящей интеграции рынок сбыта и поставок ресурсов может оказаться закрытым. Если бизнес приобретает довольно ограниченный ресурс для производства, например, родий, используемый в ювелирном деле, в ядерных реакторах, в качестве катализатора в химических реакциях, то воспользовавшись преимуществом своего положения на рынке возможно проведение ценового сжатия для избавления от фирм-конкурентов.
Такая практика служит барьером для входа новых конкурентоспособных звеньев, а также подавляет уже существующие. Для входа на такой рынок необходимо иметь значительный начальный капитал.
Таким образом, вертикальная интеграция может быть как выгодна, так и иметь вредоносные последствия для предпринимателей. Например, в Британии существует специальный контролирующий орган в отношении вертикальной интеграционной конкуренции, который отслеживает объединяющихся монополистов, активы которых превышают 30 млн фунтов стерлингов.
Перейдем к рассмотрению горизонтальной интеграции, которая заключается во взаимодействии предприятий «по горизонтали», то есть с предприятиями, выпускающими однородную продукцию, а в некоторых случаях и вовсе применяющих схожие технологии производства. Такая интеграция происходит на одном уровне, но может принадлежать различным отраслям для увеличения синергизма.
Одним из наиболее ярких примеров будет служить компании: Уолта Диснея, основанная в 1923 году, и Pixar, основанная в 1986 году. Уолт Дисней произвел горизонтальную интеграцию, проделав слияние нескольких компаний, работающих в одной отрасли. Несмотря на улучшение своего предприятия, Дисней стремился к достижению другой цели – устранению Pixar – сильного конкурента. Уже в 2006 году Дисней приобрел компанию-конкурента за 7,4 млрд долларов, но при этом Pixar сохранил основные корпоративные ценности даже после слияния компаний. Таким образом, чтобы стать одним из крупнейших предприятий в мире, компании произвели горизонтальную интеграцию.
Основной целью горизонтальной интеграции является усиление головной организации, посредством поглощения конкурентов, либо установление постоянного контроля за ним.
Благодаря объединению компаний, результаты деятельности каждого из предприятий значительно вырастают за счет снижения издержек на производительный процесс, а также ослабления конкуренции в сегменте рынка. У ослабившей конкуренции есть и отрицательный эффект – снижение эффективности размещения ресурсов, то есть повышенный шанс развития монополизма.
Горизонтальная интеграция представляет собой поглощение фирмы-конкурента, работающего в этом же сегменте рынка, вертикальная же предполагает приобретение бизнес-операции в одной производственной организации.
В отличие от вертикальной, горизонтальная интеграция позволяет снизить конкуренцию и выйти на новый уровень, значительно увеличив компанию в размерах. Вертикальная лишь предполагает увеличение прибыли и предоставление более быстрого выхода к потребителям.
Для укрепления положения на рынке, повышения, распространения и роста объема производства компаниям необходимо выбирать горизонтальную интеграцию, то есть бизнес-стратегию.