Миграция всегда была важной проблемой, однако в современных реалиях её воздействие на экономическое состояние стран постоянно увеличивается. На это влияют как развитие международных отношений, так и появляющиеся по всему миру локальные конфликты между государствами. Данные конфликты вынуждают население менять место жительства и переезжать из слаборазвитых государств в более развитые, становясь для них дополнительным источником трудовых ресурсов. В последнее время миграция является основополагающим процессом жизни каждой страны, приток иностранных граждан на территорию способствует развитию производств, а культура государства претерпевает изменения, приобретая колорит многонациональной державы. Мигранты, осуществляя рабочую деятельность на территории других стран, стимулируют реализации производственного потенциала экономического сектора, который потребляет колоссальный объём ресурсов для стабильной работы в современных условиях деятельности.
Мигранты, не имея хорошего образования, готовы выполнять любую низкоквалифицированную работу (в сфере услуг, сельского хозяйства, строительстве), которая по мнению местного населения не является престижной и высокооплачиваемой. Такое заполнение исключает пустые вакансии на всех уровнях экономической структуры, сокращая дополнительные расходы на социальные и страховые гарантии, требуемые местными гражданами.
Однако, помимо преимуществ, появляются и скрытые опасности в виде роста преступности в районах, наиболее плотно заселённых мигрантами, снижается качество трудовых ресурсов и растёт общее недовольство среди местных жителей. Развивается сфера нелегальной миграции, превышая подконтрольные уровни надзора за прибывающими миграционными потоками, создавая дополнительную нагрузку на правоприменителей. Поэтому для стабильной работы развитой экономической системы требуется контроля миграции.
Ещё 10 лет назад Россия столкнулась с крупными проблемами в сфере трудовой миграции, где повышенный поток иностранных граждан поспособствовал ряду серьёзных проблем, подорвавших и без того пошатнувшуюся систему экономических отношений. Это привело к росту межнациональной и социальной напряжённости внутри страны, что потребовало от законодателей ужесточения механизма въезда и пребывания мигрантов.
В 2012 году Президент РФ Путин В.В. утвердил Концепцию государственной миграционной политики РФ, рассчитанную до 2025 года, в рамках которой был разработан ряд мер по контролю в сфере трудовой миграции, нацеленных на стабилизацию национальной безопасности России, стабилизацию и увеличение постоянного населения нашей страны. В соответствии с данной концепцией были приняты нормативные акты, реализующие миграционную политику государства, а также были созданы центры контроля за миграцией.
В условиях динамичности развития международных отношений, зависящих от мировой обстановки, вектор развития миграционной политики также изменяется. В октябре 2018 года, Президент РФ Путин В. В. подписал указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», в котором раскрыт усовершенствованный план реализации действий по обеспечению устойчивого развития государства в сфере миграции.
В положениях данного указа был прописан характер использования мигрантов, в целях повышения производственных мощностей отечественных предприятий, не ограничиваясь местным населением. Миграционная политика направлена на обеспечении комфортной интеграции иностранных граждан и лиц без гражданства в экосистему экономической структуры России.
Для обеспечения контроля был дополнен нормативный перечень законов, регулирующий механизм въезда и отслеживания пребывающих мигрантов, дополнены кодексы, регламентирующие административную и уголовную ответственность за нарушение данных норм, как для самих мигрантов, так и для лиц, обеспечивающих их деятельность на территории Российской Федерации.
Особое внимание в последние годы уделяется модернизация системы миграционного контроля на основании развития современных технологий, ускоряющих процесс обработки данных и создания базы прибывающих мигрантов. Происходит совершенствование виртуальных систем фиксации и учёта информации о прибывающих гражданах, на базе дистанционного оформления всех процессов. Соответствие системы инновационным стандартам позволяет усовершенствовать инструментарий использования имеющихся данных для контроля различных угроз, связанных c хаотичным характером миграции как общественного явления. Одной из таких угроз является нелегальная миграция, подрывающая национальную безопасность нашей страны. Использование сервисов государственных услуг повышает качество государственного управления, в том числе в сфере миграционного контроля.
Внедрение новейших технологий во взаимодействие ведомственных структур с государственными и муниципальными органами при решении миграционных вопросов способствует установлению эффективных административных процедур пропуска иностранных граждан, снижая вероятность принятия неправильного решения о разрешении их въезда.
За последнее время произошло множество событий, сильно повлиявших на государства и на миграционное движение в них. Пандемия фактически закрыла границы для людей, снизив поток до минимума. Однако, когда ограничения на въезд были сняты, иностранные граждане снова направились в Россию на дополнительные заработки.
В 2021 г. данные, представленные в докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, показали, что Россия входит в первую пятёрку стран по численности временных трудовых мигрантов.
На фоне геополитической ситуации в начале 2022 года, помимо прироста международных миграционных потоков, наша страна столкнулась с массовым оттоком местных и иностранных граждан, что вызвало нехватку трудовых ресурсов в различных секторах экономики. Но если рассмотреть распределение миграционных потоков в России в четвертом квартале 2022 года, можно увидеть увеличение количества въезжающих, несмотря на крупный отток мигрантов в первом полугодии. Так, в дополнение к вернувшимся, прибыло ещё больше иностранцев, и их охват стал территориально больше. Помимо жителей стран бывшего Советского Союза в Россию также прибыли граждане из дальнего зарубежья.
Наибольшее количество трудовых мигрантов приехало из Узбекистана и Таджикистана, с рекордным числом в 3,13 млн человек, что является наиболее массовым притоком за последние 6 лет. И это только легальные мигранты, въезжающие в нашу страну в соответствии с полноценными миграционными процедурами регистрации и постановки на учёт. Если брать в расчет такие страны как Украина, где территорию покинули сотни тысяч беженцев, не подавших документы, данные по статистике миграции не являются в полной мере достоверными.
В настоящий момент сложившаяся мировая обстановка не позволяет ослабить контроль за мигрантами, так как это может повлечь за собой множество проблем, начиная с подрыва экономической стабильности и заканчивая угрозами национальной безопасности. В соответствии с этими обстоятельствами, на заседании Совета безопасности РФ было принято решение о внесении изменений в уже сформированный план миграционной политики РФ.
Динамичный характер развития международных отношений принуждает к постоянным корректировкам принятых государственных решений и миграционная политика не является исключением. Активно принимаются новые нормативно-правовые акты, совершенствуется методологическое и техническое обеспечение органов государственной власти.
В целях обеспечения российского рынка труда иностранными кадрами необходимой квалификации требуется на государственном уровне решить вопрос профессиональной подготовки трудовых мигрантов. Об актуальности этого говорит высокий неудовлетворенный спрос на рабочую силу на российском рынке труда в условиях значительного притока трудовых ресурсов из-за рубежа. Опыт показывает, что профессиональная и языковая подготовка потенциальных мигрантов в странах происхождения часто не соответствует требованиям российских работодателей. Поэтому такой шаг позволил бы повысить качество рабочей силы, которую государство может использовать для реализации задуманных проектов, а также стал бы дополнительным фактором, увеличивающим привязанность иностранных граждан к России, оказывая положительный эффект на стабильность их пребывания на территории нашей страны.
Помимо повышения профессиональной подготовки, проведение миграционной политики должно сопровождаться разъяснительной работой в обществе. Формирование здорового психологического климата в обществе должно быть важным элементом системы управления миграцией. Государство должно препятствовать формированию негативных стереотипов, относящихся к мигрантам («мигранты повышают преступность в обществе», «мигранты отнимают рабочие места у россиян» и т. п.). Миграционная политика должна быть понятна и пользоваться, если не поддержкой, то пониманием россиян, что снизит риск возникновения межнациональных конфликтов.
Таким образом, несмотря на трудности контроля миграции, государство активно принимает меры по стабилизации потоков иностранных граждан, пребывающих в нашу страну. Концепция миграционной политики, принятая Президентом РФ, постоянно корректируется в соответствии с изменениями взаимоотношений на международном уровне, корректировкой целей развития России. Постепенно процесс регистрации и контроля мигрантов приобретает виртуальный характер, делая его более прозрачным, что снижает уровень нелегальной миграции, а также укрепляет национальную и экономическую безопасность нашей страны. На данный момент миграционная политика не является совершенной, в связи с чем требует множества изменений и доработок, однако результат нескольких лет кропотливой работы государственных органов уже даёт положительные результаты, что подкрепляется соответствующими статистическими данными и говорит о надёжности выбранного пути развития.