1,1K подписчиков

Фарфоровый след Пушкина

По следам Пушкина. Часть 3:

В стране «фарфорового народца».

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

Александр Пушкин - Евгений Онегин

Дорогие мои, Ваша Вареньевая Фея, то есть я, продолжает путешествие, связанное с Александром Сергеевичем Пушкиным. И это путешествие, скажу честно, мне невероятно нравится. Побывали в Коренёвщино, откуда произрастает материнская ветвь пушкинского древа, где познакомились с невероятными людьми, сохраняющими в небольшом селе память о Пушкиных. Побывали на хуторе Ситниково, где в 1829 году останавливался поэт, путешествуя в Арзрум. Вот такими были два следа великого поэта. Настало время рассказать о третьем следе. А появился он, благодаря моим воспоминаниям о прекрасной фарфоровой цыганке, которую я обожала в детстве рассматривать на полке в бабушкином доме. Вот эта «Земфира сидящая» Асты Бржезицкой и подсказала, что тема Пушкина, пушкинского наследия уж очень красиво и многосюжетно представлена в русском, в частности, Дулевском фарфоре. Надо поехать и проверить. А поехать в Ликино-Дулёво нам хотелось и потому, что там есть милый-милый Трогательный музей «Чай с вареньем». Вот так пазл и сложился.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.

Мы в Дулёво! Какую программу нам подготовили хозяйка «Чая с вареньем» Виктория Беккер и хранительницы музея! Начали с Дулёвского фарфорового завода. И теперь я знаю, что Дулёвский фарфор – это старинные фасоны, появившиеся еще при Кузнецовых, мастерство тех, кто вручную полирует чашки, крышки, тарелки, фруктовницы и масленки, талант живописцев, которые скрупулёзно выписывают замысловатые рисунки, делают обрисовки и отводки.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-2

Даже деколь, то есть переводная картинка, требует большого мастерства. Я теперь это точно знаю. Много на заводе механизированных линий, но и ручного труда не меньше.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-3

А после производства довелось нам побывать в музее Дулёвского фарфорового завода. Если не были, то при возможности, поезжайте непременно. Погрузитесь в историю, окунитесь в невероятную красоту, прикоснитесь к таланту тех, кто невольно заставлял и заставляет нас покупать милые вещи с заветным клеймом в виде сокола на донышке. Правда, потом вздыхать, потому что ставить то некуда. Впрочем, потом снова присматривать еще что-нибудь.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-4

Я переходила от витрины к витрине, из зала в зал, не скрывая восхищения и преклонения перед мастерами. И вот он, тот бокал, который я мечтала увидеть. Создан он в 1899 году, как вы уже догадались, к 100 летию Александра Сергеевича Пушкина. С небольшой трещиной, но с прекрасно сохранившимся лицом любимого поэта, взгляд которого как бы дал старт новому, именно нашему, пушкинскому маршруту экскурсии.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-5

Я продолжала свое путешествие – но это уже было путешествие по пушкинским произведениям. Я послушала, о чем говорят «три девицы под окном», порадовалась победе Руслана над смешным все-таки Черномором, посочувствовала старику, у которого несносная старуха. Снова и снова любовалась красавицей Земфирой и Царевной Лебедью, смеялась над бестолковым попом и радовалась смекалке Балды, посетовала над глупостью царя Дадона и восхитилась Шамаханской царицей. Побывала в Кистенёвке у Дубровских, подсмотрела сон Татьяны, понаблюдала за старой графиней и Лизой, и снова и снова поняла, что «Тройка, семерка, туз» счастья и не принесут. Чайные сервизы сменялись вазами и настенными тарелками, одиночные статуэтки диптихами и триптихами. Изумителен туалетный набор в виде героев «Сказки о Золотом Петушке»! Ну почему же сейчас его не производят?!

Защемило сердце при разглядывании изделий, посвященных последней дуэли Пушкина. Если честно, даже подумалось, что, если разбить все эти вазы, эстампы да и целый сервиз, то время повернется вспять и дуэль отменится. Но так бывает только в сказках, и не только в пушкинских. А мне так хотелось, чтобы в тот день время помедленнее шло, чтобы подольше побыть в этой сказке, которую нам подарили помимо самого Александра Сергеевича художники Кожин, Бржезицкая, Чечулина, Гамин, Васильев, Хренов, Прохоров, Кустова, Шепелева.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-7

Но все хорошее быстро заканчивается… Чтобы уступить место лучшему. А нас ждал поход в Орехово-Зуевский Зимний театр, построенный гениальным Саввой Морозовым. В тот вечер в рамках театрального фестиваля «Морозов» давали вампиловского «Старшего сына» с уроженцем Орехово-Зуева непревзойденным Виктором Сухоруковым в главной роли.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-8

Я это видела! И это незабываемо. Но и это событие прошло, выдвинув на первый план литературно-вареньевые посиделки в Трогательном музее «Чай с вареньем». Ах, что это был за вечерок! Наполненный обаянием хранительниц чайных и музейных традиций прелестными Дашей и Яной, мимимишностью музейной белки по имени Деколь (ну а как может звать белку в городе фарфора?), стильностью интерьера и сувениров. Наполненный ароматом чая, клубничного литературного варенья и теплотой атмосферы. Этот музей, где можно много чего узнать, чаю попить, в викторинах поучаствовать, создан на пустом месте умными и креативными людьми, вдохновленными кузнецовской розой-агашкой.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-9

Я люблю этих чудесных барышень, подаривших нам два незабываемых дня. А еще… я была там, где родились и выросли мои родители, куда мы приезжали потом с ними к бабушке и дедушке, где мы с двоюродной сестрой провели немало счастливых дней. И я снова была там. Я была счастлива.

По следам Пушкина. Часть 3: В стране «фарфорового народца». Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился легкий пар.-10

Как жаль, что вас не было рядом. Умоляю, найдите время и поезжайте в Дулево, в город наших славных фарфоровых традиций, в Орехово-Зуево, где царит дух Морозовского меценатства. Откройте для себя эти подмосковные города. Путешествуйте по России на автомобиле!

А следующий рассказ будет об Истории в усадьбе Богимово. Двигайтесь с нами!

Ваша Вареньевая Фея.