Найти тему
Sputnik Азербайджан

Во имя продбезопасности: почему Азербайджану и ЕАЭС важно развивать агроторговлю

Оглавление

Вопрос продовольственной безопасности, имеющий стратегическое значение для стран мира во все времена, начиная с 2020 года стал особенно актуальным после целого ряда событий, которые привели к разрыву цепочки и изменению маршрутов поставок товаров.

Вопросы надежного источника поставок продовольственных товаров и своевременной, безопасной их доставки актуальны и для Азербайджана, который в то же время и сам является ведущим поставщиком сельхозпродукции в страны региона, в частности в государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В торговых отношениях Азербайджана со странами ЕАЭС купля-продажа продуктов питания занимает важное место, так как для Баку страны союза являются приоритетными рынками сбыта несырьевых товаров. В то же время такие страны ЕАЭС, как Россия и Казахстан, являются главными экспортерами зерновых культур в АР, а Беларусь - молочной и мясной продукции.

Транспортные коридоры как драйверы роста товарооборота

Производство продовольственных товаров в Азербайджане растет благодаря ряду мер и программ правительства страны, направленных на стимулирование развития аграрного секторов. Тем не менее республике важно наладить бесперебойные и конкурентные по цене поставки продовольствия из стран-партнеров.

В этом смысле аграрный товарооборот ЕАЭС с Баку развивается благодаря налаженным транспортно-логистическим коридорам. Так, развитие МТК "Север-Юг", а также запуск проекта поставок продукции АПК по железной дороге между Азербайджаном и РФ – "Агроэкспресс" – позволяют вывести товарооборот продуктами питания на качественно новый уровень.

Стоит отметить, что между странами ЕАЭС действует "Евразийский агроэкспресс", который планируется продлить до стран-партнеров вне объединения.

Кроме того, АР совместно с другими участниками ЕАЭС – Казахстаном и Кыргызстаном – развивает проект Транскаспийского транспортного маршрута (ТМТМ), который также позволяет ускоренно и при минимальных тарифах обеспечить поставки продукции АПК.

Интеграция Среднего коридора с МТК "Север-Юг" позволит создать на всем пространстве евразийского региона сеть транспортных инфраструктур, в результате чего можно будет избежать срыва цепочки поставок и обеспечить продбезопасность всего региона.

Агрохабы и центры складирования

Важными в вопросе агропромышленного товарооборота Азербайджана и стран ЕАЭС являются не только маршруты поставок, но и распределение, и складирование товаров агропрома.

В целом у Азербайджана уже есть опыт создания сельхозхабов, в частности для хранения и реэкспорта зерновых культур. Так, объемы созданных в Азербайджане в разные годы элеваторов и хранилищ достигают более 720 тыс. тонн. Кроме того, в 2006 году в Азербайджане было создано совместное с Казахстаном предприятие ООО "Бакинский зерновой терминал" пропускной способностью 1,5 тыс. тонн зерна в сутки.

Этот терминал имеет пять силосов для временного хранения зерна общим объемом 15 тыс. тонн, а мощность его транспортных коммуникаций по перевалке составляет 250-300 тонн зерна в час, что позволяет принимать с морских судов и отгружать в железнодорожные вагоны до 2 тыс. тонн зерна в сутки.

Кроме того, в состав терминала входит мельничный комплекс производительностью 150 тонн в сутки, способный переработать до 50 тыс. тонн зерна в год, что позволяет стране экспортировать уже готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Также в 2021 году на границе с Ираном, в Астаре, был создан зерновой терминал Astara grain terminal пропускной способностью 500 тыс. тонн в год. Если рассматривать создание терминала в контексте развития МТК "Север-Юг", а также планов РФ по увеличению экспорта зерна в восточном и южном направлении, то его значение становится очевидным.

Учитывая созданные условия для хранения и транспортировки, Азербайджан мог бы стать важным центром реэкспорта зерновых из России и Казахстана.