На лицемерное заявление главаря бакинского режима о том, что Армения должна извиниться за события в Ходжалу, отреагировал фонд «Гегард». Напомнив реальную подоплеку произошедших 26 февраля 1992 года событий в ныне оккупированном Иваняне (Ходжалу), фонд подчеркивает: «Именно геноцидальный азербайджанский режим, осуществивший погромы и резню армян в Сумгаите, Баку, Гандзаке, Арцахе и в других местах, находящихся под контролем азербайджанцев, должен просить прощения и признать волеизъявление арцахских армян – свободно и независимо жить на своей родине».
ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ БОЛЕЕ ПОДРОБНО ОБРАТИТЬСЯ К ФАКТАМ, свидетельствующим о том, что не Армения, а власти Азербайджана должны, наконец, раскаяться и извиниться как перед армянами, так и перед собственным народом за искусственно созданную ходжалинскую, а вернее, агдамскую трагедию. Почему агдамскую - поясним чуть ниже.
Начнем с того, что в стремлении убедить всех в достоверности своей лживой версии в Баку не гнушаются никакими средствами: грубо искажают действительность, преподносят факты с точностью до наоборот, игнорируют и скрывают невыгодные им аргументы, фальсифицируют исторические источники. Наблюдатели отмечают, что годами раскручиваемый бакинскими пропагандистами «геноцид» азербайджанцев в поселке Иванян (Ходжалу) относится к мифам, созданным еще Гейдаром Алиевым и подхваченным престолонаследником Алиевым-младшим.
Цель этого мифа - в первую очередь отвлечь внимание международной общественности от геноцида и этнических чисток армян в Сумгаите, Баку, Гандзаке (Кировабад) и других населенных пунктах Азербайджана, чудовищной расправы над стариками, женщинами и детьми в карабахском селе Марага и других бесчеловечных преступлений Азербайджана. Между тем общеизвестные факты и свидетельства очевидцев, в том числе оценки ряда бывших высокопоставленных лиц Азербайджана, правозащитников, журналистов, как и рассказы самих жителей поселка Ходжалу, начисто опровергают фальшивую официальную версию.
Важно подчеркнуть, что военная операция Сил самообороны НКР преследовала цель подавления вражеских огневых точек, из которых велся регулярный ракетно-артиллерийский обстрел осажденного Степанакерта и его окрестностей, а также разблокирования автодороги из столицы в райцентр Аскеран и единственного в новонезависимой республике аэропорта, расположенного вблизи Ходжалу.
Необходимость нейтрализации военной базы была продиктована также фактом концентрации там живой силы и оружия наступательного характера. Власти Азербайджана готовили плацдарм для широкомасштабного наступления, перебросив многочисленные подразделения ОМОН в поселок, где уже базировались боевики Народного фронта. Руководство НКР, исходя из необходимости обеспечить безопасность населения, было просто обязано пресечь готовящуюся операцию азербайджанских вооруженных сил по штурму Аскерана, а в дальнейшем и Степанакерта.
ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ СИЛ САМООБОРОНЫ АРЦАХА по подавлению огневых точек и прорыву блокады под руководством Командоса – Аркадия Тер-Тадевосяна началась 25 февраля 1992 года в 23.30 и завершилась 26 февраля в 3 часа ночи. О подготовке операции власти НКР оповестили противника еще за два месяца до ее начала. Мирным жителям был предоставлен коридор (с восточной окраины Ходжалу на северо-восток, вдоль реки Каркар, шириной местами от 100 до 300 метров) для безопасного выхода из зоны военных действий, о чем азербайджанская сторона была заранее предупреждена.
Однако, как свидетельствуют очевидцы, в том числе сами ходжалинцы, азербайджанские власти не предприняли ничего для вывода мирного населения. Более того, колонна жителей, которые пытались самостоятельно выбраться из зоны боевых действий, была расстреляна на подступах к Агдаму.
Наличие гуманитарного коридора подтвердили обе стороны, в том числе тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов и глава исполнительной власти Ходжалу Эльман Мамедов. В интервью чешской журналистке Дане Мазаловой, опубликованном в «Независимой газете» 2 апреля 1992 года, Муталибов признал, что «коридор, по которому люди могли удалиться, армяне, все-таки, оставили», а «около Агдама в то время было достаточно сил для оказания людям помощи».
Тот факт, что за несколько дней до штурма армянская сторона неоднократно сообщала по радиосвязи властям Ходжалу о предстоящей операции и призывала немедленно вывезти население в безопасное место, подтверждается в тогдашних публикациях бакинских газет, в частности, «Бакинского рабочего». На существование «коридора» указывают и процитированные в газете «Русская мысль» от 3.04.1992 г. слова Эльмана Мамедова: «Мы знали, что этот коридор предназначен для выхода мирного населения…»
По окончании операции все оставшиеся в городке мирные жители были перевезены в Степанакерт, а через пару дней, согласно их желанию, без каких-либо условий переданы Баку. Факт добровольной передачи подтвержден в заключении Московского правозащитного центра общества «Мемориал», а также засвидетельствован в документальном фильме петербургской журналистки Светланы Кульчицкой.
Добавим, что исход ходжалинцев широко освещался по азербайджанскому радио и телевидению. При этом бакинская пропаганда целенаправленно формировала отрицательное отношение к жителям поселка и клеймила их позором. Между тем покидали искусственно созданный азербайджанскими властями городок в первую очередь ранее переселенные туда в массовом порядке турки-месхетинцы. К тому же им постоянно чинили препятствия.
ТАК, МЭР ХОДЖАЛУ МАМЕДОВ В ИНТЕРВЬЮ МОСКОВСКОЙ ГАЗЕТЕ «Мегаполис-экспресс» отмечал: «После получения известия о готовящейся операции по взятию города я попросил Агдам отправить вертолеты для эвакуации стариков, женщин и детей. Нас уверяли, что готовится операция по разблокированию. Нo помощь так и не пришла».
Очевидцы свидетельствуют, что большой поток жителей устремился из Ходжалу вдоль русла реки Каркар. При этом в некоторых группах беженцев находились вооруженные люди. Именно данным фактом во многом объясняется гибель нескольких мирных жителей в зоне коридора: боевики стреляли по армянским позициям, вызывая ответный огонь. В целом же, согласно ряду источников, в ходе отхода мирного населения карабахские подразделения сделали все возможное, дабы избежать лишних жертв.
Сопоставление данных различных источников, в том числе азербайджанских, показывает, что Силы самообороны НКР не планировали и не предпринимали никаких акций по массовому истреблению гражданского населения Ходжалу. Более того, согласно приказу, регламентирующему их поведение (приказ № 1 по Национально-освободительной армии Арцаха), строго запрещалось насилие над мирным населением.
Тем временем, двигаясь в сторону Агдама, занятого азербайджанскими формированиями, колонна мирных жителей попала под мощный огонь на расстоянии 11 км от Ходжалу и 3 км от Агдама. То есть люди погибли на территории, неподконтрольной Силам самообороны Арцаха. Баллистический анализ также свидетельствовал о том, что выстрелы были произведены со стороны Агдама. Соответственно, участок, на котором впоследствии были засняты кадры со множеством тел уbитых, находился под постоянным контролем азербайджанских вооруженных формирований, что исключало доступ на эту территорию карабахских подразделений.
Показательно, что все те азербайджанцы, которые засомневались в виновности армян и публично высказались на сей счет, подверглись жестким преследованиям со стороны властей этой страны вплоть до физического уничтожения. Об этом не раз писалось, поэтому не будем повторяться.
Примечательны слова Муталибова в интервью «Независимой газете» от 2 апреля 1992 года: «Какая-то сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы».
Экспертиза выявила, что подавляющая часть мирных граждан была уbита выстрелами с агдамского направления. Кроме того, была констатирована значительная разница в состоянии тел на снимках и видеокадрах, сделанных 29 февраля и спустя 2 дня. Во время второго полета в район, 2 марта 1992 года, журналисты заметили, что положение трупов на земле и степень повреждений и ранений по сравнению с первыми съемками 29 февраля существенно изменились. И произошло это на территории, полностью контролируемой до лета 1993 года Народным фронтом Азербайджана.
ИМЕННО ДАННЫЙ ФАКТ ТЩАТЕЛЬНО ПЫТАЮТСЯ СКРЫТЬ бакинские пропагандисты, ибо совершенно очевидно, что тела были осквернены и изуродованы с целью возложить всю вину за случившееся на армян.
Не зря был уbит 15 июня того же года недалеко от Агдама при не выясненных по сей день обстоятельствах известный азербайджанский оператор и журналист Чингиз Мустафаев, который производил видеосъемки дважды с разницей в два дня. Он одним из первых засомневался в официальной версии и начал независимое расследование. Неслучайно аналогичной участи удостоился полевой командир Ала Якуб, который имел неосторожность заявить, что «…мог бы пролить свет на бойню…»
Общеизвестно, что существенную разницу в состоянии тел заметила также чешская журналистка Дана Мазалова, по недосмотру оказавшаяся в обеих группах представителей прессы, которым азербайджанцы демонстрировали «оскверненные армянами трупы». Побывав на месте сразу после событий, Мазалова не заметила каких-либо следов изуверства. А вот пару дней спустя журналистам были показаны уже «подготовленные» к съемкам обезображенные тела.
Еще один важный момент: согласно армянским источникам того времени, 26 февраля в Ходжалу содержалось 47 армян-заложников, однако по завершении операции их там оказалось всего 13 (среди них 6 женщин и 1 ребенок). Остальные 34 были уведены азербайджанцами в неизвестном направлении, и никаких сведений, подтверждающих их дальнейшее нахождение в азербайджанском плену, нет. Некоторые аналитики допускают, что те, кто хотел создать видимость осквернения трупов армянами, обезобразили в первую очередь тела заложников-армян, чтобы их невозможно было идентифицировать. И именно с этой целью со многих жертв была снята верхняя одежда, а тела несчастных были изуродованы до неузнаваемости.
Множество фактов и свидетельств неопровержимо свидетельствуют о том, что истинным виновником гибели жителей Ходжалу является тогдашнее политическое руководство Азербайджана. Фактически, бакинские власти не просто бросили на произвол судьбы своих сограждан, но и сделали их жертвами циничной внутриполитической борьбы за власть.
Тамерлан Караев, в свое время бывший председателем парламента Азербайджана, заметил: «Трагедию осуществили власти Азербайджана», конкретно – «кто-то из высоко сидящих» (азербайджанская газета «Мухалифат», 28 апреля 1992 года). Экс-министр обороны АР Рагим Газиев утверждал, что в Ходжалу «была подготовлена ловушка для Муталибова».
ПОЗДНЕЕ, КОГДА К ВЛАСТИ ПРИШЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ Народного фронта, бывший министр нацбезопасности Азербайджана Вагиф Гусейнов незадолго до своего ареста заявил, намекая на некоторых политических деятелей из НФА, что «январские события 1990 года в Баку и события в Ходжалу – дело рук одних и тех же людей».
Сам Гейдар Алиев признавался, что в ходжалинских событиях «виновато и прежнее руководство» Азербайджана. Еще в апреле 1992 года он, согласно сообщению агентства «Билик-Дуньясы», высказал шокирующую мысль: «Кровопролитие пойдет нам на пользу. Нам не следует вмешиваться в ход событий».
Исходя из вышеизложенного, а также множества других фактов и свидетельств (все они представлены на нескольких языках на сайте xocali.net), можно смело констатировать, что жители Ходжалу стали заложниками политических интриг и борьбы за власть в Азербайджане, а пришедшие к власти превратили эту трагедию в спекулятивный политический капитал с далеко идущими грязными целями. Организаторы ходжалинско-агдамской трагедии пытались достичь сразу двух целей: убрать ставшего ненужным после распада СССР Муталибова и создать «повод» для начала шумной кампании по обвинению армян в «бесчеловечных методах ведения войны» и «геноциде».
Но факты, как говорится, вещь упрямая. Они прямо указывают на циничных уbийц и наследных клеветников, пытающихся прикрыть не только гнусные злодеяния первых, но и собственные «свежие» варварские преступления против народа Арцаха и армян в целом…
Ашот БЕГЛАРЯН
Источник: газета ГОЛОС АРМЕНИИ