Мы уже упомянули, что ребёнок сразу после рождения двигает всеми частями тела, однако, движения рефлекторные – он не делает осмысленных и волевых движений. У новорождённого нет намерений и мыслей, он даже не осознаёт, например, что у него есть руки, которыми можно двигать. Осмысленные свободные движения (управляемые волей), характерным признаком которых является управление определённым участком коры головного мозга, наступают у ребёнка определённым порядком. Прежде всего ребёнок научится двигать глазами, затем мимикой лица, головы и далее движением рук от плеча к кончикам пальцев. Одновременно он осваивает движения тела от горла к тазу, а позднее и движения нижних конечностей от бедра к пальцам ноги. В качестве примера покажем, как возникает свободное движение руки. Если мы положим на живот ребёнка первого месяца, то он вообще не опирается руками. На 2-м месяце он приподнимает плечи и опирается локтями, позже он поднимает локти и опирается ладонями. На 4-м месяце он начинает играть руками, доказывая это тем, что глазами обнаруживает их. В это же время он тянется к игрушкам, беря их целой ладонью. Захват совершенствуется, ребёнок берёт игрушку пальцами, а 11-12 месяцев берёт кроши и нитки нежным пинцетным захватом кончиками указательного и большого пальца. Трудно добиться от ребёнка, не умеющего захватывать игрушку ладонью, брать её кончиками пальцев.
Ребёнок таким образом учится осваивать движения от глаз до кончиков пальцев на руках и ногах. По этой причине в нашем пособии мы будем приводить в каждой главе различные упражнения для всех частей тела, но основное внимание будет уделено тем движениям, которые ребёнок должен освоить в этот период под управлением воли.