Полицейские и представить себе не могли, что обычная кража из кармана в московском метро приведёт их в роскошный дом в подмосковном посёлке. В доме было два этажа с трёхметровыми потолками, стены украшала позолоченная лепнина, а в комнатах стояла дорогая фарфоровая посуда.
На полу лежали связанные сотрудники СОБРа бородатые мужчины, которые пытались оправдаться:
"Мы не виноваты! Мы занимаемся торговлей текстилем!"
Но ошибки быть не может. Полицейские пришли в дом цыганского барона из-за мобильного телефона, который был украден у 30-летней москвички несколько дней назад. Телефон обнаружили в особняке. Там же обнаружили ещё несколько сотен краденых мобильных телефонов, не все эти телефоны были украдены в метро. Девочки 12–13 лет работали и в других оживлённых местах столицы, и каждый день в дом барона приносили по несколько мобильных.
Главарём "мобильной" мафии был 70-летний пенсионер, который научил школьниц карманным кражам. Он убедил девочек, что им не грозит тюрьма. У него работали несколько пар девушек, как родственниц, так и сторонних, которые соглашались "помогать" за процент от перепродажи. За некоторые модели телефонов они могли получать до трёх-пяти тысяч рублей.
Система была отлажена. Девушки работали в паре, высматривая у пассажиров дорогие телефоны в метро. Когда замечали подходящую жертву, следовали за ней и ждали, когда человек отвлечется от гаджета и положит его в карман или сумку.
Девочки задавали вопросы жертве, а другая незаметно вытаскивала телефон. На ближайшей остановке эта пара выходила из вагона, а школьницы передавали технику двум парням. Те перевозили её на Савеловский рынок для продажи.
На допросе один из них рассказал:
"Мы примерно год скупали мобильники у цыган. Мы знали, что техника краденая, но хотели заработать".
Оперативники обнаружили более 1300 краденых телефонов.
Мастера с "Савеловской" нашли способ обойти блокировку экрана на устройствах Apple, которые имеют функцию поиска владельца. Если кто-то находит телефон или планшет, он может узнать контакты владельца через сайт компании.
Умельцы связывались с хозяином и рассказывали легенду:
"Мы нашли телефон. Как вы можете доказать, что это ваш телефон? Назовите, пожалуйста, пароль".
Многие на эту уловку попадались и сами сообщали пароли.
Мобильные телефоны, полученные от карманников, переправлялись в южные регионы России. Одной из основных точек поставок был Дагестан.
Во время операции были задержаны сын и брат барона. Им предъявлены обвинения по статьям "кража, совершённая организованной группой" (до 10 лет лишения свободы) и "вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления" (до 8 лет лишения свободы). А также двое их "партнёров" с радиорынка, они были отпущены под домашний арест.
Девочки, которые в столь юном возрасте занимаются кражами, не подлежат уголовному наказанию, поскольку уголовная ответственность начинается только с 14 лет.
Много лет работающий на Савеловском рынке специалист по ремонту мобильных устройств согласился рассказать о том, как организована продажа краденых телефонов, но пожелал сохранить анонимность.
"Радиорынки привлекали воров, специализирующихся на технике, но ситуация изменилась. В 2000-2010-е годы этот "бизнес" был распространен: многие люди покупали краденые телефоны, потому что запчасти для них всегда были в спросе."
На рынок приходили не только воры-карманники, но и те, кого называли "несунами". Это сленговое название воров, которые ходят по магазинам с сумкой, изнутри обёрнутой фольгой. Они незаметно перекладывают в сумку одежду или технику. Из-за фольгированного экрана рамка на входе не обнаруживает чипированные товары.
На рынки поступали новые устройства, которые нужно было только перепрошить. Этим занимались люди из Дагестана и Чечни. Однако в последние годы стало невыгодно скупать краденые гаджеты.
По словам собеседника, производители гаджетов с каждым годом улучшают системы безопасности своих устройств. В то же время, в Москве эффективно работает система видеонаблюдения, которая помогает раскрывать кражи. Вора, укравшего телефон, вычислят по камерам наблюдения за несколько часов.
Даже если это iPhone последних моделей, на рынке сейчас за него дадут не больше десяти тысяч рублей. Продать его по частям дороже невозможно. Поэтому банда отправляла украденные телефоны на Северный Кавказ. Там проще вскрыть, перепрошить и продать гаджеты. В тех краях не считается зазорным купить, пусть и ворованный, но крутой телефон.