Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Двойка мне

- Вот вы быстро принимаете решения? - спросил меня лектор. 

Он именно меня спросил, но это случайно вышло - я как бы под руку попалась.

Это был мастер-класс по бизнес-стратегиям, я пошла туда погрузиться в среду людей, которые мыслят не так, как я. 

Я легко кивнула: 

- Да.

- Вы даже не задумались, - заметил преподаватель. - Вероятно, уверены в своём ответе. 

- Уверена, - опять киваю я. - Я быстро принимаю решения.

- Можете привести пример? Быстрого решения? Вот из последних.

- Могу. 

Вот вам зарисовка.

Я - писатель, и пришла на отраслевую конференцию. Моё издательство Эксмо (люблю его) регулярно проводит мероприятия для авторов. 

Села в первый ряд. Потому что я по жизни отличница, прилежная, аж сама себя бешу иногда.

Открывает конференцию наш генеральный директор. Рассказывает об успехах издательства за год, и вдруг говорит, что лучше всего книги теперь продаются... на маркетплейсах. 

Не в книжных магазинах, как раньше, а на "Вайлдбериз" и "Озон".

Вот это да!

 

Автор
Автор

Пока он говорит, я захожу на "Вайлдбериз" и ищу свои книги через поисковик. 

Права на мои книги принадлежат издательству, поэтому его сотрудники и размещали их там. 

Я сама свои книги покупаю на "BOOK24", а на маркетплейсах - никогда. 

На Вайлдбериз книги мои есть и написано: "Книга такая-то, автор такой-то".

 И фотки книги: обложка и задник, и сфотканы страницы. Всё. 

Скукота. 

Я теперь делаю свои мерчи и знаю, что карточка товара - мега-важная штука для продаж.

Конкурентная среда тебя мигом сожрёт, если ты сэкономил на фотках товара, и они выглядят блекло и, как говорится, сделаны "дрожащими с похмелья руками на тапочек". 

А еще я знаю, что видео заходят лучше, чем фото.

Я понимаю, что "оживить" продажи моих книг я могу, если досниму драйвовый и яркий, продающий видосик к каждой книге.

Это будет выигрышно смотреться, как минимум, и точно должно хорошо сказаться на продажах.

Пока директор на сцене озвучивает общую статистику продаж в маркетплейсах, я уже:

- списалась с видеографом: "Алекс, мне нужно 11 промо- видео по 30 секунд, формат Вайлдбериз, где я и книги мои, все 11, ты можешь в следующее воскресенье?

- дождавшись его ответ: "Могу!" - бронирую и оплачиваю любимую студию в условленный день.

- пишу визажисту, выкупаю её слот времени в тот же день.

- пишу няне, договариваюсь, что в воскресенье она с детьми побудет.

Директор на сцене завершает мысль фразой:

- ... поэтому необходимо, дорогие авторы, уделять маркетплейсам особое внимание.

"Всё уже готово, шеф, - мысленно отвечаю я. В воскресенье отснимемся". 

- Так, принято, - кивает преподаватель, выслушав мой рассказ. - Решение и правда принято быстро. Считаете ли вы его правильным? Насколько я понял, решение это импульсивное, экономически не обоснованное, деньги вы не считали...

- Ээээ...

Я растерялась. Я рассказывала об этом с такой даже гордостью, мол, вон какая я скоростная, а то, что я в бизнес-среде, где лучший судья вашим решениям -кассовый аппарат, не подумала. Упс. 

Я уже писала, что недавно ходила на трансформационную игру про финансы, и там тоже в качестве фидбэка получила информацию, что "Оля, а ты ведь всю игру не знала, сколько у тебя денег".

Ну, в целом, да, я не знала, это правда. 

- Но просто я не успевала, - я попыталась оправдаться перед ведущим игры. - Я только со своим ходом разберусь, как у соседа по игре куча событий, которые меня касаются, то там акции покупают, то продают, то дом можно в кредит взять, то инфляция, то ещё что... и поэтому я ни на минуту не расслабилась, ничего не успевала. 

- Мы сейчас не об этом. А о том, что ты не знала, сколько у тебя денег.

- Я не успевааааала за игрой, - шутливо хнычу я. 

- Оль, игра - это жизнь. В жизни никто не скажет: "Так, все замерли, ждем, когда Савельева посчитает деньги". 

Смешно, но ведь так и есть. Никому вокруг не интересно, успеваю ли я там или нет. А я и правда не успеваю просчитывать свои ходы. 

И в игре, и в жизни.

- Нет, деньги я и правда не считала, - вздыхаю я, отвечая преподавателю. 

Мне становится стыдно. Кажется, что все в зале (а нас человек 50) сейчас такие: "Да господи, да как так можно было!"

А преподаватель, известный серийный бизнесмен, продолжает:

- Ну, то есть если примерно посчитать, во что вам выльется съемки этих промо-клипов - ну, пусть 50 тысяч - то сколько надо продать книг, чтобы эти вложения все отбить? Особенно с учётом того, что с продажи своих книг вы получаете лишь скромный процент роялти, насколько я знаю эту индустрию, у самого три книги. То есть с каждой книги, проданной за условные 500 рублей, вы получите 50. То есть нужно, я думаю, продать оооооооочень много книг, около 1000, чтобы "отбить" вложения, и гарантий, что ролики в этом помогут - никаких. Правильно?

Мой внутренний купец в этот момент пошел за пистолетом, мой внутрений творец покраснел и смущенно забился в угол. 

Хотелось сказать: "Ладно, признаю, я лох, я глупая, ничего у меня не получается, и все мои быстрые решения - нелепы, и в них нет пользы никакой кроме скорости". 

Но видите ли... 

Внутри по невыясненным для меня причинам это решение не казалось мне неправильным, не смотря на цифры. А я стараюсь сейчас доверять своим ощущениям, не обесценивать их и не уничтожать критикой.

И я ответила так:

- Да, наверно, это было очень рискованно с точки зрения кассового аппарата, не рационально, но я... я рассуждала так: "Смотри, Оля, тут есть куда расти, как стать лучше, заметнее. Давай-ка, Оля, тогда расти!" Для меня это про возможности, про инвестиции в репутацию и в узнаваемость. И если в этой лотерее я ничего не выиграю, я , как минимум, выиграю чистую совесть: я сделала всё, что могла, чтобы помочь моей команде с продажами моих книг. 

Люблю анекдот про "Черный квадрат" Малевича: "Нарисовать-то ты так нарисуешь, а ты так продай".

Сейчас время такое - многозадачное. Сейчас мало быть талантливым, нужно уметь и заявлять о себе, формировать личный бренд и остро конкурировать. И я стараюсь. 

Это правила игры. Нравятся они мне или нет, я хотя бы пытаюсь их освоить.

- Утром я видел рилз, где мужик проверяет цену товара в магазине, а аппарат, который должен объявлять цену, произносит: "Внимание, в магазине нищеброд", - рассказывает преподаватель, народ смеётся. - Так вот как экономист, как бизнесмен, я призываю вас к рациональности. Считайте деньги! Вникайте в цены. Знайте, сколько денег у вас на счетах. Это не стыдно! Это необходимо!

Я сижу, понурив голову. Ощущение, будто меня отчитывают. Двояк схватила я, кажется.

И тут он добавляет (я ушам своим не поверила):

- Но как же я вами горжусь, Ольга!

- Мной?

- Да. Без рисков, без авантюризма, без вот этих ноток "А вдруг получится" бизнес превращается в унылую рутину. Вы интуитивно наполняете его жизнью. Вы инвестиоуете в эмоции. Выхлоп не очевиден, да, но вы, даже когда рассказывали, светились вся. И это бесценно. Я чувствую вашу энергию. Я хочу увидеть эти ваши ролики. И, я вас не знаю, но купить ваши книги уже хочу... Ищите ещё 999 желающих.

Вот так. Разгон от двоечницы до отличницы - минута)))

Но это правда. 

Потом уже дома открыла тетрадь, куда записывала тезисы с лекции, а там написано: "Деньги я считать не умею, но энергии во мне завались")))

Фотка с той самой отраслевой конференции, 5 минут до начала.

Автор
Автор