259 подписчиков

ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН«Написанное остаётся»: Книги, изменившие мир. Лев Гумилёв «Конец и вновь начало».

    "Для того чтобы организоваться, даже в условиях крайней необходимости, нужна некоторая пассионарность, позволяющая ставить идеал выше ближних непосредственных интересов.

"Для того чтобы организоваться, даже в условиях крайней необходимости, нужна некоторая пассионарность, позволяющая ставить идеал выше ближних непосредственных интересов."

"Вместе с усложнением социальной структуры идет снижение эстетического уровня."

"Лишь социальное развитие идет по спирали, а этническое – дискретно, то есть имеет начала и концы." (Л.Н. Гумилёв "Конец и вновь начало")

Лев Николаевич Гумилёв — выдающийся советский и российский учёный, писатель и переводчик. Он родился 18 сентября (1 октября) 1912 года в Санкт-Петербурге, где и скончался 15 июня 1992 года.

Гумилёв был археологом, востоковедом, географом, историком, этнологом и философом. Он создал пассионарную теорию этногенеза, которая стала его научным наследием. Его работы включают 12 монографий и более 200 статей. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству.

Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, Лев Николаевич Гумилёв, в годы своей молодости размышлял о великих людях прошлого. Он пытался понять, почему Александр Македонский отправился в поход в Индию.

Лев Николаевич задавался вопросом, что такое пассионарность, и зачем Македонский пошёл в Среднюю Азию. Он размышлял о том, зачем нужны были все эти отдалённые сатрапии персидской державы. И почему царь решил отправиться в Индию, где нечего было грабить и не было возможности унести награбленное? Ведь в таком походе можно было потерять всё войско.

Лев Николаевич не впервые задавался этими вопросами. И не в первый раз он лежал под тюремными нарами в переполненной камере, смотрел в стену сквозь свисающие ноги сокамерников и думал о смысле великих авантюр прошлого.

Однажды его осенило: «Что нужно было там Македонскому? Да ничего!» Этот момент стал отправной точкой для размышлений Гумилёва об иррациональной движущей силе истории — жизненной энергии, стремлении к активной деятельности, которая мотивировала великих людей: Ганнибала, Цезаря, Чингисхана, Македонского, Бонапарта, Петра I, Кутузова и многих других. Он назвал эту силу «пассионарностью», что в переводе с латинского означает «страсть».

Эта идея легла в основу историософской системы Гумилёва — пассионарной теории этногенеза. Однако на её разработку ушло много лет.

Историк жил в сложное для своей профессии время, а родился в непростой семье. Лев Николаевич Гумилёв был сыном «врага революции». Хотя Лев помнил отца довольно хорошо, он был ещё мал, когда тот ушёл из жизни. Поэт Николай Гумилёв стал одним из первых творцов Серебряного века, убитых советской властью. В 1921 году его расстреляли чекисты по сфабрикованному делу «Петроградской боевой организации».

Не в лучшем положении оказалась и мать Льва — Анна Ахматова. Родители заметили интерес сына к истории и поддержали его. Отец привёз ему в Бежецк книгу о войнах Византии с варварами, которая быстро стала его любимой. Николай Гумилёв даже обрадовался, что если сын станет историком, то сможет обоснованно опровергать марксизм. Мать также благословила увлечение историей, сказав: «Имей в виду, Лёва: если тебя расстреляют или повесят за занятия историей, я не заплачу. А если попадёшь в тюрьму за уголовное преступление — заплачу. Мне будет очень горько, что мой сын так низко пал».

Однако до конца школьных лет Лев не мог определиться, кем ему стать — историком или поэтом. Он хорошо писал стихи и прозу, но всё же выбрал историю.

В 1929 году Лев приехал в Ленинград к матери, которая жила с новым мужем. Он спал на сундуке в конце холодного коридора коммуналки, ездил в археологические экспедиции и работал чернорабочим в Ленинграде, а потом санитаром. В 1934 году поступил на истфак ЛГУ.
Но вскоре его исключили за неуспеваемость по общественно-политическим предметам.

В 1935 году арестовали, но благодаря заступничеству знакомых отпустили. В 1938 году его снова арестовали, обвинив в контрреволюции.
В 1943 году Льва Гумилёва вернули в Ленинград для «доследования» дела. В тюрьме он задумался о теории истории и о роли народов. После «доследования» он продолжил свои размышления в лагере на Таймыре, где отбывал 5-летний срок.

Лев Николаевич Гумилёв писал, что каждый народ проходит путь от состояния повышенной активности (пассионарности) к состоянию равновесия (этническому гомеостазу). В среднем этот процесс занимает около полутора тысяч лет.

Его учение о жизненной энергии как движущей силе истории противоречило марксистской теории, которая была основой советской теории истории. Поэтому в 1970–80-х годах работы Гумилёва подвергались критике или замалчивались. Его теорию не признавали, и идея пассионарности не стала широко использоваться в научных исследованиях.

Только в конце 1980-х годов, в период перестройки и гласности, Гумилёв стал известен широкой публике. Он выступал на телевидении, публиковал свои работы и был избран академиком Российской академии естественных наук. Лев Николаевич Гумилёв умер в 1992 году в возрасте 80 лет, сказав, что к тому времени «написал всё, что хотел».

Сегодня историософия уступила место исторической эпистемологии, и философы перестали искать ключевой фактор развития истории, а начали исследовать границы познавательных возможностей историка. Однако теория этногенеза Гумилёва по-прежнему вызывает интерес, хотя и не имеет большого научного значения.

Книга «Конец и вновь начало» была написана на основе лекций, которые автор читал в 1980-х годах для разных аудиторий в Москве и Ленинграде. Эти лекции пользовались огромным успехом.

В увлекательной форме автор излагает оригинальную теорию пассионарности, которая объясняет закономерности возникновения и развития этносов, а также гибели и крушения великих империй. Он приводит примеры из жизни народов античной и средневековой Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии и Америки, а также рассказывает о деятельности выдающихся личностей (пассионариев), которые оставили яркий след в истории.

Книга была напечатана по авторскому экземпляру рукописи. При этом были восстановлены многочисленные купюры, которые издательство «Наука» сделало при первом издании книги в 1990 году.

Источник: labirint.ru, 24smi.org, aif.ru, ria.ru
Подготовлено главным библиотекарем отдела компьютерных технологий Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой