О российско-китайском проекте широкофюзеляжного дальне-магистрального самолета стало известно в 2014 году, после официального визита президента РФ Путина в КНР. На правительственном уровне были подписаны соглашения о совместной разработке авиалайнера между "Объединенной авиастроительной корпорацией" и китайской компанией COMAC. В названии CR929 буква "C" обозначала China, "R" - Russia. По задумке проектировщиков, новая разработка должна была конкурировать на равных с Боингами и Эрбасами, при этом, стоить на 20% дешевле, примерно, 115 млн. долларов за единицу.
Планировалось создание трех модификаций на 280, 320 и 230 пассажиров, с дальностью полета от 10 до 14 000 км. Первые поставки авиакомпаниям намечались на 2026 год.
В рамках кооперации создается СП CRAIC (Китайско-российская коммерческая самолетостроительная компания) с центральным офисом и сборочным производством в Шанхае. Китайская сторона взялась за изготовление фюзеляжа. Россияне отвечали за разработку композитного крыла, подвеску двигателей и шасси. На первом этапе планировалось использовать силовые установки Rolls-Royce, с перспективной их замены на российские ПД-35.
В 2016 году на выставке China Airshow в городе Чжухай впервые была представлена уменьшенная модель CR929. Ещё через два года самолет можно было увидеть в натуральную величину.
В 2019 году полноразмерная модель новинки демонстрируется в Жуковском на авиасалоне МАКС. Параллельно с развитием проекта, начинают проявляться и разногласия между сторонами. Первые споры возникли по поводу принадлежности сертификата типа самолета. В дальнейшем, противоречия только нарастали, а после начала санкционной войны в 2022 году, китайская сторона решила использовать при сборке западные аналоги некоторых комплектующих, вместо российских.
На выставке в Ле Бурже в 2023 году, на модели авиалайнера, представленного корпорацией COMAC, уже отсутствовал логотип российского партнера. Чуть позже, на очередном авиасалоне в Наньчане, буква "R" и вовсе исчезла из названия самолета, что нужно понимать, как окончательный выход российской стороны из совместного проекта. С929 стал исключительно китайским.
Время и деньги, потраченные на сомнительную кооперацию, оказались потраченными напрасно. Покупать у КНР С929 тоже не получится, ввиду наличия в его конструкции санкционных комплектующих. У российских авиакомпаний впереди печальная перспектива остаться без широкофюзеляжных самолетов в ближайшем будущем.
Поставив на совместный проект, ОАК свой собственный не развивала. Готовый на 100% Ил-96-400М в серийное производство не пойдет, по причине не экономичности. Неужели за 10 лет, вместо призрачных надежд на китайских товарищей, нельзя было довести до ума отечественный авиалайнер?