Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку работают в более чем 51 стране мира. С работой африканских Центров познакомила Елена Бойчук, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры романских языков, руководитель Центров открытого образования Ярославского государственного педагогического университета в Республике Гана и Республике Кот-д’Ивуар. Материал подготовлен редакцией «Классные новости».
Когда началась работа Центров открытого образования Ярославского педуниверситета в Гане и Кот-д’Ивуар?
Работа в Африке началась с визита нашей делегации в Гану и в Кот-д’Ивуар в феврале-марте 2023 года.
В каких городах работают Центры и почему именно в этих городах?
Центры открыты нами в столице Ганы Аккре и в экономической столице Кот-д’Ивуара – Абиджане. Выбор городов обусловили контакты с университетами, которые и по сей день мы активно поддерживаем и развиваем.
С какими университетами сотрудничаете?
В первый наш визит нам удалось заключить меморандум о сотрудничестве с университетом Ганы (г. Аккра) и соглашение о сотрудничестве с университетом ЭТИК (г. Абиджан), также обсудить возможности открытия Центров на базе этих университетов. Контакты с другими университетами Абиджана и новость об открытии Центра в одном из его университетов заинтересовала и государственный университет Феликс Уфуэ-Буаньи, и Методистский университет, и Институтский университет Абиджана (Кот-д’Ивуар), с которыми также впоследствии были подписаны соглашения о сотрудничестве.
Есть ли у вуза партнёры, которые помогали в открытии Центров?
Большое содействие и помощь в этом нам оказали Посольства РФ в Кот-д’Ивуаре и Гане. Африканские вузы с большим интересом и энтузиазмом отнеслись к инициативе открытия ЦОО, каждому хотелось быть первым, быть основной площадкой. Это очень порадовало и вселило надежду на то, что все трудности мы преодолеем.
Как складываются отношения с африканскими партнёрами? Активно ли помогают в развитии Центров?
Безусловно, без помощи наших партнёров, коллег в университетах, где открыты Центры, мы бы не смогли справиться с задачей в полной мере. Знание системы и структуры вуза изнутри нам помогло сориентироваться, понять механизмы функционирования университетов и принципы взаимодействия с партнерами. Мы бесконечно благодарны всем африканским коллегам, которые радушно принимали нас и наших преподавателей, делали все возможное для того, чтобы реализация проекта по открытию и работе Центров была максимально успешной и имела долгосрочную перспективу. Так складываются наши отношения и по сей день. В 2024 году мы заключили соглашение с еще одним частным университетом в Абиджане. Кроме того, делегации всех вузов, с которыми мы активно работаем, побывали у нас в гостях.
В какой период времени команда вуза поехала в зарубежные Центры, и почему именно в это время?
После визита нашей делегации в Республики и подписания соглашений наши преподаватели отправились выполнять свою благородную миссию. Это было в октябре 2023 года, что было обусловлено началом академического года в Республиках. В Гане по причине пандемии сроки начала учебного года сдвинулись до октября, а в Кот-д’Ивуаре учебный год начинается именно в октябре.
Как выбирали преподавателей для Центров? В Гане и Кот-д’Ивуар работали разные преподаватели или одни и те же?
В Гану и в Кот-д’Ивуар отправились разные команды, поскольку языки стран разные: английский и французский соответственно. В Гану отправилась команда из двух англоговорящих квалифицированных преподавателей факультета иностранных языков с опытом преподавания русского языка как иностранного. В Кот-д’Ивуар отправилось трое наших коллег факультета иностранных языков и факультета русской филологии культуры. У них получился замечательный тандем, креативный и талантливый. Африканские студенты и коллеги тепло отзываются обо всех наших преподавателях и ждут их у себя снова.
Среди специалистов или преподавателей были люди, которые владели местными языками?
Безусловно, без языка страны даже с целью преподавания русского как иностранного делать нечего. Даже если методика обучения русскому языку как иностранному (РКИ) предполагает вхождение в аудиторию без языка, все же с бытовыми вопросами и организацией учебного процесса необходимо как-то справляться.
Как обстоит дело с русским языком в этих странах? Есть ли еще образовательные учреждения, где преподается русский язык?
В университете Ганы преподавание русского языка велось и до открытия Центров открытого образования. Визит наших преподавателей активизировал привлечение контингента к изучению русского языка и русской культуры и популяризировал язык среди студентов. Благодаря нашему обучению студенты смогли пройти сертификацию на уровень владения русским языком. Количество желающих изучать русский язык возросло в разы. Кроме того, нам удалось наладить академическую мобильность со студентами Ганы: в 2023 году к нам на стажировку приехало 11 студентов, двое из них намерены обучаться в магистратуре нашего университета по квотам.
В Кот-д’Ивуаре обучение русскому языку не велось до нас. Хотя инициатива со стороны Русской ассоциации существовала. С этих контактов мы и начинали пробное онлайн обучение детей российских граждан, находящихся в Абиджане, русскому языку с целью изучения и поддержания его уровня. Студенты университетов Кот-д’Ивуара, соприкоснувшись с русским языком и русской культурой, также проявили инициативу и прибыли в 2023 году в Ярославль для обучения в магистратуре по квотам с предварительным обучением русскому языку.
Сколько студентов сейчас обучаются в Центрах открытого образования ЯГПУ?
В настоящее время Центры объединяют 300 студентов в двух Республиках, а также 20 студентов, прибывших в ЯГПУ для обучения. В этом году мы также планируем преподавание русского языка очно на базе университетов в Гане и в Кот-д’Ивуаре и стремимся к увеличению количества наших студентов.
Как проходят занятия в Центрах? Проходят ли какие-нибудь культурные мероприятия?
Занятия для студентов проходят в очень творческой атмосфере. В Гане дополнительно к занятиям коллеги организовали для студентов Разговорный клуб, а также проводили мероприятия образовательного и просветительского характера. Студенты проявили себя как креативные личности, увлеченные нашей культурой. Творческий клуб, который студенты сами создали в университете Ганы, называется «Сильная семья». В Кот-д’Ивуаре общение со студентами стало настолько творческим, что они сочиняли песни, читали рэп, танцевали и радовались новым возможностям.
Вообще африканцы очень веселые и музыкальные, талантливые и открытые к общению. Студенты, приехавшие к нам на обучение активно участвуют во всех мероприятиях университета и занимают призовые места в творческих конкурсах. Например, недавно прошел университетский этап Студенческой весны, где принимали участие африканские студенты.
Изучают ли русский язык в школах Ганы и Кот-д’Ивуара?
В школах русского языка пока нет, но в этом году появилась инициатива продолжить опыт занятий русским языком с детьми, но на новом уровне, на новом витке. Мы надеемся, что нам удастся с помощью гуманитарного проекта Российский учитель за рубежом увеличить наши масштабы, а также подарить новые возможности школьникам, которые в будущем смогут проходить обучение в российских университетах по программам бакалавриата.
Есть ли среди этих африканских студентов выпускники Центров открытого образования?
— Да, безусловно, это все наши подопечные, чем мы очень гордимся!
Как вы думаете, чем привлекает Россия студентов из Африки, почему они приезжают учиться в Россию?
Россия для африканских студентов – это прежде всего качественное образование и новые возможности. Студенты приезжают для того, чтобы открыть для себя незнакомую культуру, которая для них становится понятной и родной.
Недавно мы провели мероприятие в рамках Дня дипломатии о стереотипах, которые африканцы имеют о русских и русские об африканцах. Оказалось, что мы знаем друг о друге довольно мало.
Мы будем продолжать развивать наши контакты, чтобы открывать неизведанное, узнавать друг друга и углублять знания. А также будем делать все возможное, чтобы наши отношения стали долгосрочными.