Современные смазочные материалы – достижение химических технологий, причём хорошо изученное. Состав конкретного продукта может являться коммерческой тайной, но в целом, любой химик расскажет о ингредиентах моторного масла. В общих чертах это: базовое масло, присадки и полимерный загуститель.
Так может, всё продаётся по отдельности? Ведь есть же экспериментаторы, которые сами добавляют присадки в топливо или своими руками красят детали автомобилей – вдруг и моторное масло реально получить по технологии «сделай сам»?
В этой статье мы разбираемся, существует ли универсальный рецепт и насколько рабочим получится продукт.
База и присадки
Как известно, современное моторное масло состоит из базового масла и пакета присадок. «База» может быть минеральной (I-III группы) или синтетической (ПАО, эстеры).
Минеральные базовые масла I группы содержат большое количество серы, азота и других примесей. Обладают низким индексом вязкости, быстро окисляются и не любят низких температур.
Минеральные масла II группы — продукт переработки базовых масел I группы с помощью очистки. В них уменьшено количество серы и азота. Они могут похвастаться более однородной структурой, низкой температурой замерзания, повышенной окислительной способностью. Однако индекс вязкости по-прежнему остается низким.
Минеральная гидрокрекинговая база (III группа) обладает более высоким индексом вязкости и устойчивостью к термоокислению, эффективна в зимнее время.
Синтетическое масло IV группы (ПАО) — базовое масло на основе полиальфаолефинов (ПАО), получаемое путем полимеризации мономеров, которые в свою очередь синтезируются преимущественно из газов - этилена и бутилена. У него высокие показатели вязкости и окислительной способности при низкой испаряемости и отсутствии парафинов.
В зависимости от группы базового масла подбирается композиция присадок, доля которых может варьироваться, но в среднем составляет 20-30%.
Но это, конечно, не всё. Если просто добавить присадки в базу, рабочий продукт не получится – нужны дополнительные компоненты и то самое знание «сколько вешать в граммах».
Так есть ли универсальный рецепт моторного масла?
Безусловно есть. Список компонентов в составе моторного масла не является секретом. И вы легко найдете на просторах интернета не одно видео на эту тему.
- Для того, чтобы сделать хорошее моторное масло, сначала надо взять базовое масло, например III группы или ПАО. А лучше смешать их между собой. Это позволит присадкам лучше раствориться.
- Для повышения вязкости стоит добавить полимерный загуститель (каучуки), немного разбавленный маслом. А затем растворить его при нагревании и перемешать.
- Далее в основу вводятся присадки, которые улучшают смазывающие и проникающие способности масла. Тут можно выбирать на свой вкус, но обычно это:
- противоизносные и противозадирные присадки, защищающие детали от износа,
- модификаторы трения (молибден), способствующие снижению расхода топлива,
- детергенты и дисперсанты, очищающие поверхность двигателя от нагара (сульфанаты Са и Mg).
4. Также не стоит забывать про такие компоненты, как:
- депрессор, который уменьшает температуру застывания масла;
- алкилированные нафталины — для улучшения термостабильности и уменьшения окисляемости масла при высоких температурах.
5. А если замешать в состав еще и немного эстеров (2-3%) для улучшения смазывающих и антизамерзающих свойств, то можно замахнуться даже на гоночный «коктейль».
Состав готов. Что дальше?
Заливать его в двигатель ещё рано – вы не знаете его реальную вязкость и другие параметры. Самодельное масло нужно проверить в лаборатории, протестировать на вязкость, на трение и на холодный старт (насколько смазка загустеет при отрицательных температурах). И только после этого можно будет сказать какое масло у вас получилось 5W30, 5W40 или что-то другое. Кстати, при изготовлении масла на заводах базовые и готовые составы дополнительно проверяются на совместимость с различными материалами — металлами, полимерами и резиной.
Услуги лаборатории не бесплатны. Чисто теоретически можно обойтись и без неё, и при запуске двигателя сразу проблемы не возникнет. Но автомобильные бренды не зря прописывают требования к смазочным материалам и выдают (или не выдают) допуски производителям масел. Неправильно подобранный состав будет плохо очищать и охлаждать двигатель, и вместо экономии на смазке водитель получит капитальный ремонт мотора.
Выводы
Сделать масло самому можно, но мы не рекомендуем.
Во-первых, это очень заморочно, особенно если делать всё по правилам и тестировать получившийся продукт в лаборатории.
Во-вторых, сомнительно, что у вас получится подобрать состав лучше, чем у опытных химиков у мировых производителей масел – «больше присадок» в данном случае не значит «лучше результат». А вот напортачить с пропорциями и химической толерантностью можно.
Ну и в-третьих, на кону этого эксперимента – двигатель, ремонт которого нынче дорого стоит. Зачем рисковать?
В общем, рекомендуем покупать качественный продукт и раз в 8000-10000 км обновлять масло, самостоятельно или в автосервисе.
Подобрать моторное масло для вашего автомобиля: https://havenslubricants.ru/serviceoil
Статья подготовлена брендом Havens и размещена в официальном аккаунте дистрибьютора.
Моторные масла Havens — это:
- Базовые масла III и IV группы Saudi Aramco.
- Присадки мировых лидеров Infineum, Chevron.
- Спецификации API SP, API SN PLUS.
- Официальные одобрения автоконцернов.
- Тщательный контроль качества в 2 лабораториях в ОАЭ и дополнительные испытания каждой партии в лабораториях России.
- Официальный импорт в РФ через единственного эксклюзивного импортера ООО «АМП».
Познакомиться с нашим ассортиментом можно на сайте havenslubricants.ru
Приобрести высококачественные масла бренда Havens можно на Яндекс.Маркете, OZON или у дилеров в более 30 городах и более 150 точках продаж.