Найти тему

Как самому сделать моторное масло: Универсальный рецепт (И почему это плохая идея).

Оглавление

Современные смазочные материалы – достижение химических технологий, причём хорошо изученное. Состав конкретного продукта может являться коммерческой тайной, но в целом, любой химик расскажет о ингредиентах моторного масла. В общих чертах это: базовое масло, присадки и полимерный загуститель.

Так может, всё продаётся по отдельности? Ведь есть же экспериментаторы, которые сами добавляют присадки в топливо или своими руками красят детали автомобилей – вдруг и моторное масло реально получить по технологии «сделай сам»?

В этой статье мы разбираемся, существует ли универсальный рецепт и насколько рабочим получится продукт.

База и присадки

Как известно, современное моторное масло состоит из базового масла и пакета присадок. «База» может быть минеральной (I-III группы) или синтетической (ПАО, эстеры).

Минеральные базовые масла I группы содержат большое количество серы, азота и других примесей. Обладают низким индексом вязкости, быстро окисляются и не любят низких температур.

Минеральные масла II группы — продукт переработки базовых масел I группы с помощью очистки. В них уменьшено количество серы и азота. Они могут похвастаться более однородной структурой, низкой температурой замерзания, повышенной окислительной способностью. Однако индекс вязкости по-прежнему остается низким.

Минеральная гидрокрекинговая база (III группа) обладает более высоким индексом вязкости и устойчивостью к термоокислению, эффективна в зимнее время.

Синтетическое масло IV группы (ПАО) — базовое масло на основе полиальфаолефинов (ПАО), получаемое путем полимеризации мономеров, которые в свою очередь синтезируются преимущественно из газов - этилена и бутилена. У него высокие показатели вязкости и окислительной способности при низкой испаряемости и отсутствии парафинов.

В зависимости от группы базового масла подбирается композиция присадок, доля которых может варьироваться, но в среднем составляет 20-30%.

Но это, конечно, не всё. Если просто добавить присадки в базу, рабочий продукт не получится – нужны дополнительные компоненты и то самое знание «сколько вешать в граммах».

Так есть ли универсальный рецепт моторного масла?

Безусловно есть. Список компонентов в составе моторного масла не является секретом. И вы легко найдете на просторах интернета не одно видео на эту тему.

  1. Для того, чтобы сделать хорошее моторное масло, сначала надо взять базовое масло, например III группы или ПАО. А лучше смешать их между собой. Это позволит присадкам лучше раствориться.
  2. Для повышения вязкости стоит добавить полимерный загуститель (каучуки), немного разбавленный маслом. А затем растворить его при нагревании и перемешать.
  3. Далее в основу вводятся присадки, которые улучшают смазывающие и проникающие способности масла. Тут можно выбирать на свой вкус, но обычно это:
  • противоизносные и противозадирные присадки, защищающие детали от износа,
  • модификаторы трения (молибден), способствующие снижению расхода топлива,
  • детергенты и дисперсанты, очищающие поверхность двигателя от нагара (сульфанаты Са и Mg).

4. Также не стоит забывать про такие компоненты, как:

  • депрессор, который уменьшает температуру застывания масла;
  • алкилированные нафталины — для улучшения термостабильности и уменьшения окисляемости масла при высоких температурах.

5. А если замешать в состав еще и немного эстеров (2-3%) для улучшения смазывающих и антизамерзающих свойств, то можно замахнуться даже на гоночный «коктейль».

Состав готов. Что дальше?

Заливать его в двигатель ещё рано – вы не знаете его реальную вязкость и другие параметры. Самодельное масло нужно проверить в лаборатории, протестировать на вязкость, на трение и на холодный старт (насколько смазка загустеет при отрицательных температурах). И только после этого можно будет сказать какое масло у вас получилось 5W30, 5W40 или что-то другое. Кстати, при изготовлении масла на заводах базовые и готовые составы дополнительно проверяются на совместимость с различными материалами — металлами, полимерами и резиной.

Услуги лаборатории не бесплатны. Чисто теоретически можно обойтись и без неё, и при запуске двигателя сразу проблемы не возникнет. Но автомобильные бренды не зря прописывают требования к смазочным материалам и выдают (или не выдают) допуски производителям масел. Неправильно подобранный состав будет плохо очищать и охлаждать двигатель, и вместо экономии на смазке водитель получит капитальный ремонт мотора.

Выводы

Сделать масло самому можно, но мы не рекомендуем.

Во-первых, это очень заморочно, особенно если делать всё по правилам и тестировать получившийся продукт в лаборатории.

Во-вторых, сомнительно, что у вас получится подобрать состав лучше, чем у опытных химиков у мировых производителей масел – «больше присадок» в данном случае не значит «лучше результат». А вот напортачить с пропорциями и химической толерантностью можно.

Ну и в-третьих, на кону этого эксперимента – двигатель, ремонт которого нынче дорого стоит. Зачем рисковать?

В общем, рекомендуем покупать качественный продукт и раз в 8000-10000 км обновлять масло, самостоятельно или в автосервисе.

Подобрать моторное масло для вашего автомобиля: https://havenslubricants.ru/serviceoil

Статья подготовлена брендом Havens и размещена в официальном аккаунте дистрибьютора.

Моторные масла Havens — это:

  1. Базовые масла III и IV группы Saudi Aramco.
  2. Присадки мировых лидеров Infineum, Chevron.
  3. Спецификации API SP, API SN PLUS.
  4. Официальные одобрения автоконцернов.
  5. Тщательный контроль качества в 2 лабораториях в ОАЭ и дополнительные испытания каждой партии в лабораториях России.
  6. Официальный импорт в РФ через единственного эксклюзивного импортера ООО «АМП».
-2

Познакомиться с нашим ассортиментом можно на сайте havenslubricants.ru

Приобрести высококачественные масла бренда Havens можно на Яндекс.Маркете, OZON или у дилеров в более 30 городах и более 150 точках продаж.