16K подписчиков

Американская медицина vs российская медицина. Сходства больше, чем различий

485 прочитали

Когда-то я взахлеб смотрел сериал «Скорая помощь», потом, так же взахлеб – «Анатомия Грейс». Было ужасно интересно наблюдать, как работают американские коллеги. А был еще «Доктор Хаус», «Хороший врач», «Медики Чикаго» - в общем, всего даже не пересмотришь. Понятно, что это все – просто сценарий, и писавший его человек наблюдал работу медиков в лучшем случае со стороны. И тут мне попалась эта книга.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Александр Стесин. Нью-Йоркский обход. Москва, 2024 г, «Новое литературное обозрение».

«Когда, принимая пациента в травмпункте, ты видишь его замертво лежащим в своей наготе, подключенным к жизни с помощью многочисленных трубок, трудно поверить, что тот же человек в другое время и в другом месте мог – а главное, еще сможет - двигаться, говорить и быть «взаправду» живым».

Александр Стесин – самый настоящий врач-онколог. Он приехал с родителями в Америку, когда ему было тринадцать, закончил школу, потом мединститут, сейчас работает в Нью-Йорке. Пишет на русском языке, причем пишет здорово – в России его издают много и охотно. Нью-Йоркский обход, например, издавали дважды – в 2019-м и в 2024 году.

О чем эта книга? О людях. О Нью-Йорке. О врачах и пациентах. О жизни и смерти.

Цитата:

«Золотые руки и железные нервы. Рабочий день начинается в пять утра, а заканчивается когда в девять вечера, а когда в три часа ночи. Досуг ограничивается коктейлями раз в месяц и периодическими вылазками в стрип-клуб с коллегами».

Впрочем, врачи – тоже люди, и они думают о пациентах примерно так же, как мы с вами.

«Почему хоть кому-нибудь из пациентов не попасть в те несбыточные пять процентов? Только однажды я видел чудо. Оно выпало шестидесятилетней алкоголичке с криминальным прошлым. В девяносто шестом году у нее нашли мелкоклеточный рак легкого. И вот, двадцать лет спустя, она продолжает курить по две пачки и выпивать по бутылке в день».

Есть на свете справедливость – такая, которой мы с вами ее себе представляем? Если есть, то какая-то другая. Работа в онкологии заставляет думать о жизни по-другому. Сейчас много пишут про профессиональное выгорание – ну и вот оно:

«Ужас заглушается рутиной, заполнением бумажек, отвлеченным интеллектуальным любопытством («интересный случай…»), инстинктом самосохранения».

Нью-Йорк отличается от других городов тем, что в нем люди живут районами: район – выходцы из России, район – из Латинской Америки, район – с Дальнего востока (про Чайна-Таун все слышали, правда?). Так вот, врачи в больницах группируются по тому же признаку. Чужие в районных больницах надолго не задерживаются (узнаете ситуацию?)

«Предложение пришлось как нельзя кстати: как раз в это время завотделением в индийском госпитале, где я провел предыдущие четыре года, собирался дать мне пинка, чтобы освободить место для своего зятя. Таким образом я перебрался из Индии в Корею, не покидая пределов Нью-Йорка».
«В приемной отделения лучевой терапии висит красивая табличка с именами штатных врачей: Ким, Пак, Ли, Сун… Моя фамилия – последняя в списке («и примкнувший к ним…»)»
«Узнав, что меня отправляют на стажировку в печально известный Линкольн Хоспитал, знакомый хирург резюмировал: «Ну что ж. Побудешь фронтовым врачом. Заодно и испанский подучишь»

Читая книгу, понимаешь, что проблемы в больницах в общем-то везде одинаковые – не очень комфортные условия, ошибки врачей, пациенты, которые хотят, чтобы им было комфортно, но не хотят выполнять рекомендации, которые могут спасти им жизнь. В общем, если вы хотите жаловаться, нью-йоркские больницы дают пищу для жалоб не хуже, чем российские.

«В непроветриваемой палате пахнет сигаретами и фастфудом»
«Этот телефон с двумя трубками (используется для синхронного перевода при общении с пациентами) – чуть ли не единственное исправно работающее устройство в Нью Йорк хоспитал».
«А я в свой первый день ординатуры пациента убил. С дозировкой калия ошибся, а старший не проверил. Подсудное дело, между прочим. Ну в Бронксе-то, слава Богу, никто ни с кем не судится. Так что, можно считать, мне повезло».

Вообще, в книге много слоев. Я рассказал лишь про один. Хотите почитать и подумать, хотите настоящий, а не сериальный взгляд врача на жизнь, работу и на людей – читайте книгу сами. Она на самом деле хорошо написана. На самом деле о людях.

Александр Стесин. Нью-Йоркский обход. Книга доступна на «ЛитРес» и Bookmate.