Предлагаемое реформирование налоговой системы, основанное на запросе общества на справедливое распределение, необходимо рассматривать полным пакетом.
Кроме прогрессивной шкалы подоходного налога, предлагается увеличение налога на прибыль, избирательное повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых, введение налога на добавленную стоимость для крупных организаций с упрощённой системой налогообложения, снижение размера страховых взносов для малого и среднего предпринимательства, введение акцизов на медицинский спирт и жидкий никотин.
Стоит обратить внимание на корректность освещения вопроса реформы НДФЛ. Фактически прогрессивная шкала уже была введена в 2021 году, а с 2024 года появился налог на процентный доход (от вкладов в банках). Те дополнительные 2% от превышения дохода над планкой в 5 млн. руб. в год фактически были «маркированным» налогом (то есть шли на конкретные цели), коснулись очень высокооплачиваемых специалистов и, скорее всего, были компенсированы им работодателем.
Напомню, что в 1991 году была введена прогрессия от 12% до 60% и корректируясь просуществовала 10 лет, после чего перешли к «плоской» шкале в 13 % для всех доходов, для удобства налогового администрирования и стимулирования выхода доходов и «серой зоны».
Предлагаемая многоступенчатая модель не ухудшает положения тех, кто получает на руки в среднем до 174 тысяч рублей в месяц (в СМИ освещается цифра 200 тысяч, но не учитывается, что это до налогообложения). Из анонса изменений до конца не ясно входят ли в пороговые 2,4 млн. руб. в год, процентные доходы, дивиденды, доходы от реализации имущества и др.
Стоит отметить ещё одну неприятность для производительных сотрудников, получающих больше 174 тыс. руб. в месяц – ближе к концу года их поступления будут снижаться, поскольку налог исчисляется и уплачивается работодателем от их имени. Но в связи с относительной незначительностью это может быть не так болезненно (вероятно, прогрессивностью выплаты работодатель компенсирует снижение фактических выплат).
Следующей ступенью для повышения налога стала (уже опробированная) планка годового дохода от 5 млн. руб. За суперценных специалистов и «топов» получающих до 360 тысяч руб. в месяц на руки, будут дополнительно перечислять государству до 4333 руб. в месяц начиная со второго полугодия (в зависимости от дохода). Получающие ежемесячно до 1 млн. 383 тысяч руб. перечислят дополнительно налога до полумиллиона в год, причём, если их зарплата фиксирована равномерно по году, то выплаты на руки будут уменьшаться поэтапно.
На очередной ступени (до 3 млн. 625 тысяч. В месяц на руки) только дополнительные начисления НДФЛ составят уже до 1 млн. 154 тыс. руб. в год от прежнего (дореформенного) уровня. И каждая тысяча рублей, заработанная сверх 50 млн. руб. в год, потребует выплаты уже 220 рублей налога.
Кроме указанных пяти ступеней, анонсируется дополнительный «приступок» для семей с более чем одним ребёнком и относительно низкими доходами. Такие семьи (а по расчётам Минфина это более половины от их общего числа) смогут получить дополнительный вычет (к действующему сейчас) в 7 % от полученного за год дохода. Есть риск, что такие родители будут стремиться получать доходы в «серую», но тем не менее, демографический вопрос настолько остро стоит, что это оправдано.
Донастройка налоговой системы в части НДФЛ должна продемонстрировать населению стремление к справедливости. Прогрессивное налогообложение ведёт к перераспределению расходов бюджетов, взимая с доходов высокооплачиваемых работников дополнительные средства. Стоит отметить, что поступления от НДФЛ распределяются между региональным бюджетом и муниципалитетом и стоит ожидать дополнительных поступлений именно в тех населённых пунктах и субъектах РФ, где достаточно высокие официальные доходы работающих. Фактически это приведёт к дополнительным возможностям развития крупнейших мегаполисов. Кроме того, вычет для семей с двумя и более детьми, будет дополнительно снижать налоговые поступления населённых пунктов и регионов, где высокие показатели рождаемости и полные семьи.
Если рассматривать остальную часть «пакета налоговых реформ 2030», то кроме запроса на справедливость, там просматриваются фискальные и регулирующие составляющие.