В первом квартале 2024 года поступления по линии налоговых и таможенных органов в Армении составили 589.2 млрд драмов. Из этой суммы налогоплательщикам и физическим лицам возвращено 88.6 млрд драмов, сообщает Комитет по госдоходам Армении.
В результате фактическая исполняемость по части налоговых доходов и госпошлин составила 500.6 млрд драмов, что больше прошлогоднего показателя за тот же период на 39.3 млрд драмов или на 8.5%. Отмечается, что рост налоговых поступлений обусловлен в основном экономической активностью.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЗА ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЭТОГО ГОДА ОТМЕЧЕН РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. И да, это должно было позитивно отразиться на объеме притока средств в казну за счет налогов. Другое дело, что в свою очередь рост налоговых доходов бюджета должен был немного сбить тот темп, в котором Армения несется в долговую яму. Ну, если из собственных источников поступления в бюджет существенно растут, то можно чуть-чуть притормозить погоню за источниками внешними - кредитами, за которые приходится еще и проценты платить. Но нет, для действующего правительства такая логика не работает.
В конце марта на своем очередном заседании правительство одобрило получение от Всемирного банка кредита на 92,3 миллиона евро и 16 миллионов евро в качестве гранта. Средства, согласно решению правительства, будут направлены на покрытие дефицита бюджета. Тут заметим: упомянутая сумма составляет менее 10% от запланированного дефицита бюджета, который в текущем году составит 483 миллиардов драмов. Иными словами, кредит, о котором идет речь, далеко не последний. До конца года, опять же согласно бюджетному плану на финансирование дефицита, надо получить кредитов еще более чем на 200 миллионов евро. Остальную же часть дефицита правительство намерено покрыть за счет собственных источников.
Между тем, по положению на конец февраля государственный долг уже достиг 11 миллиардов 942 миллионов долларов. За два месяца (январь-февраль) долг вырос почти на 100 миллионов. Темп, прямо скажем, поразительный. Но еще более поразительно то, что на фоне такого долгового ускорения, связанного с колоссальным увеличением бюджетного дефицита, происходит катастрофическое сокращение капитальных расходов. Так, согласно данным статистического комитета, в частности, в январе 2024 года по сравнению с январем 2023-го объем капитальных расходов сократился на 71,1%. При этом почти на четверть выросли текущие расходы бюджета. Иными словами, Армения с астрономической скоростью катится в долговую яму даже не ради реализации серьезных, стратегически важных инфраструктурных программ и проектов, а лишь ради финансового обеспечения решения текущих задач.
В этом контексте стоит обратить внимание еще на пару статистических данных за январь. Так вот, в структуре государственных расходов в январе 2024 года, по сравнению с прошлогодним январем, резко выросла доля расходов на государственные службы общего назначения. Если в прошлом году она (доля) составляла 19,4%, то в этом году – 30,6%. При этом сократилась доля расходов на оборону (с 9,1% в январе прошлого года до 6,6% в январе 2024-го), сократилась доля расходов на социальную защиту (с 58,8% в январе прошлого года до 55,3 в январе 2024-го).
По сути, самым приоритетным направлением расходов государственной казны это правительство считает финансирование государственных служб общего назначения, а вовсе не оборону или социальную сферу. Ради значительного (почти вдвое) увеличения расходов на эти самые государственные службы общего назначения, правительство закладывает в бюджет огромный дефицит, для покрытия которого влезает в долги. Точнее, заставляет влезать государство...
Подписывайтесь на наш канал!