Найти тему

ХОЧУ И БУДУ! Говорим о детских капризах и любви к творчеству со специалистами Центра

Любой родитель в определенный момент времени сталкивается с задачей организовать качественный досуг своему ребенку, разнообразить его деятельность творческими кружками и секциями. И не всегда задача находит быстрое и понятное решение: желания могут не совпадать с возможностями, а интересы родителей и ребенка кардинально отличаться. Как организовать процесс решения вопроса так, чтобы он превратился в приятное приключение, а не сущее наказание для всей семьи, разбирались вместе со специалистами Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая.

Воспитывать в ребенке способности к творчеству можно начинать с самого раннего детства, уверены специалисты Центра, психолог, Светлана Косторных и руководитель музыкальной студии Иван Булгаков. И для этого совсем не обязательно с малых лет нагружать ребенка дополнительными занятиями, а достаточно включать элементы игры и творчества в повседневные ситуации. Уделяя внимание творческому развитию ребенка в раннем детстве, родитель подготавливает фундамент для более осознанного и самостоятельного выбора ребенка в будущем.

«В раннем возрасте очень важно, во что взрослые одевают детей: в скучный серый цвет или одежду с детскими рисунками радужных оттенков. В детстве через яркие цвета и красивые атрибуты, заколочки, например, мы взращиваем в ребенке творческую жилку, которую в будущем сможем развивать. Конечно, тут зависит от мероприятия, на которое родители идут с ребенком, но если говорить о повседневной одежде, то в такой ситуации лучше отдавать предпочтения ярким цветам и давать ребенку самому принимать решение как выражать себя. В раннем возрасте родителям важно поддерживать ребенка, чтобы он сам учился понимать и выбирать то, что подходит именно ему», - поделилась Светлана Косторных.

Лучшее, что может сделать родитель в момент выбора новой секции или творческого направления для ребенка – покинуть мир собственных иллюзий, открыто поговорить со своим чадом и взглянуть на реальную ситуацию.

«Всегда нужно слушать ребенка – да, грань, тонкая между минутным капризом и глубоким нежеланием заниматься чем-то. Для того чтобы отличить одно от другого, я советую родителям присмотреться к тому, как ребенок ведет себя дома: как часто он играет на инструменте, например, и как часто напевает что-то. И все сразу станет очевидно», - делится руководитель музыкальной студии Иван.

Иногда стремления родителей «сделать лучше» опережают реальные желания ребенка и не дают им сформироваться. Итог – бесконечные метания от одного дела к другому или напрочь отсутствующее желание делать хоть что-нибудь.

«Из опыта: бывает так, что родители заставляют идти ребенка буквально на все кружки сразу. Да, в этом случае взращивается определенная дисциплина, которая останется с ребенком во взрослой жизни. Но при таком подходе нередко года через два мы получаем картину, когда ребенок ничего не хочет», - объясняет Иван Булгаков.

Чтобы не допустить перенасыщения деятельностью и навсегда не отбить желания развиваться важно действовать мягко, уверен Иван. Показывать ребенку варианты и положительные примеры, из которых можно выбрать. Такой способ прекрасно подойдёт не только для подбора творческих направлений, но и спортивных секций.

«Расскажу на своем примере. Я в детстве был очень стеснительным ребенком и не очень хотел идти в музыкальную школу, но родители слышали, что у меня есть слух. К 8 классу я решился последовать их совету и то только потому, что увидел крутых ребят – рок-музыкантов, которые приехали к нам на концерт в ДК. На их концерте я понял, что хочу также. Пример извне – это хороший мотиватор. Если родитель хочет, чтобы ребенок начал заниматься творчеством – первое что стоит сделать, это сводить его на симфонический концерт или в театр, чтобы у ребенка появился образ», - пояснил Иван.

Начинать любую новую деятельность и пускаться в эксперименты лучше вместе с ребенком, уверена психолог, Светлана Косторных. Более того, в вопросах освоения нового действовать лучше поступательно.

«Сначала смотри: «я делаю», потом «мы делаем вместе», и только потом «ты делаешь один». При этом родителю важно сопровождать процесс творчества эмоциями, интонацией, показывать, как тут интересно, как красиво получается. Вот первый раз мы с ребенком посидели 5-6 минут, потом уже 30 минут. Потом мы начинаем потихонечку выходить из процесса: «ты пока порисуй, я сейчас помою посуду и через 5 минут вернусь». Так постепенно родитель может полностью сделать творческий процесс ребенка самостоятельным», - делится Светлана.

Нередко бывают ситуации, когда дети категорически отказываются от новой деятельности – буквально уходят в бунт и капризы. Помочь справится со страхами и предубеждениями могут взрослые через поддержку и совместный опыт.

«У нас в практике встречаются детки, которые приходят на занятия курса интеграции со словами: «Зачем мне театр? Я не люблю театр», «У меня не получится», «Я не хочу». И всех, кто так говорит, я выстраиваю в танец, и мы с ними пробуем. По началу это всегда дикое сопротивление, капризы, бунт, но потихонечку вместе мы «топаем» до тех пор, пока не получится.
На концертах у нас тоже часто встречаются капризы, мы в таких случаях всегда поддерживаем и договариваемся: «Пойдем за руку вместе. Ели что-то забудешь - смотришь на меня, я помогу, подскажу, я рядом». Обычно после выступления, мамы аплодируют, фотографируют, снимают на телефон и детям становится приятно. И как-то после итогового концерта ко мне подходит воспитанник, который очень не хотел выходить на сцену. Такой важный со словами: «Я не боялся, так немного растерялся. Но мне сказали я был хорош». Обратная связь и поддержка от родителей всегда очень мотивирует», - объясняет Светлана.

Главное в подборе дополнительных занятий для ребенка - не заставлять и не навязывать, а стараться прислушиваться к его желаниям и словам. Если ребенок пока не может определиться и четко заявить о своих желаниях, лучшее, что могут сделать родители в такой ситуации – стать лучшими друзьями и отправиться на поиски вместе с ребенком.