Первый Финляндский вокзал был построен в этой части города в 1870 году по проекту архитектора Петра Станиславовича Купинского.
В советское послевоенное время в соответствии с новыми градостроительными задачами одним из наиболее значительных ансамблей стала площадь Ленина у Финляндского вокзала.
Как и площади исторического центра она широко раскрылась к Неве. От старого здания вокзала в центр площади перенесли памятник В.И. Ленину. Вокруг разбили сквер. Фасады зданий по обеим сторонам площади после перестройки получили единообразное оформление.
В основе замысла по преобразованию района вокруг Финляндского вокзала лежал проект, разработанный в 1945 году в духе сталинского ампира коллективом архитекторов во главе с Николаем Варфоломеевичем Барановым.
С самого начала в состав проекта включалась идея сооружения нового здания вокзала. Его главная колоннада, обращенная к Неве, должна была связать обе стороны площади в единую по ритму и пластике композицию.
Работы по созданию ансамбля площади Ленина растянулись на долгие годы. Только в 1958–1960 годах было осуществлено строительство нового здания вокзала.
К тому моменту стилистическая направленность советской архитектуры конца 50-х потребовала упрощения облика здания, отказа от ордерных декоративных элементов. Тогда в архитектуре на смену пластическим формам, близким историческим образцам, пришли другие – упрощенные, схематизированные. Но сохранилось стремление к монументальной трактовке масс и строгой симметрии.
Колонны на главном фасаде вокзала были заменены пилонами, придающими особую ритмичность характеру здания. Центр здания акцентирован башней со шпилем – дань историческим петербургским мотивам. В верхней части стен над окнами помещены рельефы на темы революционного прошлого Выборгской стороны.
Внутреннее пространство вокзала – это простой и геометричный по форме зал.
Последний штрих в ансамбль площади был внесен в 1970 году, когда на набережной закончилось сооружение широкого лестничного спуска к воде.