Есть много причин любить речные круизы по Волге. Это и разнообразная природа с лесами, степями, полупустынями и цветущими на воде лотосами, и комфорт высокого уровня. Теплоход — это гостиница на воде с удобными каютами и отличной едой. На борту тепло, красиво и совсем не укачивает. А ещё вы можете за один отпуск посмотреть сразу несколько городов. Добираться до них по суше было бы гораздо дольше и дороже.
Можно активно посещать мероприятия или просто сидеть в видовом кафе и на палубе. Есть интересные экскурсии и развлечения для детей, взрослых и пожилых. Расскажу, как отправиться в круиз по Волге на теплоходе, где купить билет, какие цены на билеты, расписание и график движения.
Какой маршрут по Волге выбрать
В первую очередь надо понять, откуда вы хотите начать маршрут, ведь не в каждом городе есть порт. Основные точки отправления — Москва и Санкт-Петербург. Скажу сразу: эти круизы дороже.
Гораздо выгоднее отправиться из Нижнего Новгорода, Казани или Самары, да и выбор направлений в таком случае будет больше. К примеру, в Нижнем Ока впадает в Волгу, поэтому можно пойти либо на Пермь, либо на Петербург или Астрахань (вверх или вниз по течению), либо до Москвы — по любой из двух рек. Здесь нет чёткого деления: многие маршруты идут из Нижнего сначала вверх, потом спускаются обратно к Нижнему и дальше проходят через разные города, к разным пунктам назначения. Разобраться во всём этом помогут фильтры, которые есть на сайтах компаний, предлагающих речные круизы.
На Волге четыре миллионника: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград. Но есть и маленький город Плёс, который входит в десятку городов России с самой маленькой численностью населения — всего 1734 жителя. Главные стоянки на Верхней Волге — это Тверь, Углич, Мышкин. Средняя Волга — это Нижний Новгород и Самара, Нижняя — Астрахань и Волгоград.
Когда отправляться в круиз
В конце каждого года Федеральное агентство речного и морского транспорта публикует распоряжение о сроках работы шлюзов на следующую навигацию. Сроки рассчитаны по данным многолетних гидрометеорологических наблюдений. Навигация на Волге начинается в конце апреля — начале мая и заканчивается в конце ноября. Июль и август считаются высоким сезоном, цены в это время самые высокие. Хотя опыт показывает, что в разгар лета могут идти сильные дожди, а на майских праздниках чаще всего ярко светит солнце.
Иногда путешествия на комфортабельном теплоходе становятся похожи на экстремальный туризм.
Однажды наш теплоход «Кронштадт» шёл из Санкт-Петербурга к первой стоянке в Вытегре — городу на берегу Онежского озера. Был один из первых рейсов навигации, 13 мая. Кое-где на озёрах ещё не сошёл лёд. Туристы беспокоились, не отменят ли круиз. Но в компании заверили, что всё будет в порядке.
На второй день круиза в пять утра я проснулась от скрежета за стеной каюты и подумала, что тянут якорь. Прихватив фотоаппарат, я вышла на палубу. Маленький дизельный ледокол «Невская застава» нарезал круги вокруг «Кронштадта», прокладывая дорогу в ледяном поле. Когда мы пришли в Вытегру, там уже стояли четыре теплохода с иностранными туристами. Под впечатлением от «ледового похода» они скупили в сувенирных палатках меховые шапки, жилеты, варежки и унты. А всего через неделю на Волге уже ярко светило солнце.
Сколько стоит круиз, есть ли скидки и акции
На рейсах большинства компаний туристы отдыхают по принципу «всё включено». В оплату входит проживание, питание, развлечения на борту и основные экскурсии в городах. Не забывайте и про передвижение от одной точки к другой. Если самостоятельно организовать такой отдых — приобрести билеты на самолёт или поезд, забронировать гостиницы в разных городах, купить билеты в музеи с услугами экскурсовода, оплатить питание в ресторанах — сумма будет гораздо больше. Поэтому круиз — не так дорого, как кажется на первый взгляд.
Выгоднее всего покупать путёвку заранее. Продажи на навигацию следующего года начинаются осенью. Постоянным покупателям дадут бонусную карту со скидкой от 5 до 7%, а за каждую поездку начислят дополнительные баллы. Кроме того, есть постоянные скидки 10% для молодожёнов, военных, медицинских работников, многодетных семей и пенсионеров.
Бывают также акции на конкретные теплоходы и маршруты — за всем этим можно следить на сайте или подписаться на рассылку.
Что учитывать при покупке билета
При выборе пункта отправления посмотрите, удобно ли вам будет до него добираться — на самолёте, поезде или машине. Например, аэропорт Самары расположен между Самарой и Тольятти. Однажды я летела в Самару из Москвы полтора часа, а из аэропорта до города по пробкам добиралась около двух.
Обращайте внимание и на время отправления теплохода в рейс. Одни круизы начинаются утром, а другие — вечером. Если вы приехали на ночном поезде, можно опоздать на посадку.
Как-то раз наш попутчик не успел сесть в Петербурге на теплоход и догнал нас через день в другом городе. Рассказывал, что не успел буквально на 15 минут, стоял в пробке на мосту и махал нам рукой. Поэтому лучше приезжать пораньше — посадка начинается за 2–3 часа до отправления: нужно пройти регистрацию, получить буклеты с расписанием и приглашением в ресторан, найти свою каюту (в первый раз не так просто сориентироваться на четырёх палубах и левом-правом борту) и донести багаж (в этом помогут матросы).
Можно выбирать маршруты не по пункту отправления теплохода, а по пунктуприбытия, это удобно, если вы планируете продолжить путешествие после круиза. Есть также маршруты, которые возвращаются в порт отправления, например так называемая московская кругосветка. В нашей столице два речных вокзала: вы отправляетесь с Северного, доходите по Волге до Нижнего Новгорода, а возвращаетесь уже по Оке, через Москву-реку на Южный речной вокзал.
Ещё два полезных фильтра — длительность и даты круиза. Начать знакомство с Волгой можно с небольшого круиза выходного дня. Фактически такие рейсы длятся не один день, а три: теплоходы отправляются из Москвы, Казани, Самары, Нижнего Новгорода в пятницу и возвращаются вечером в воскресенье. Стоянка в этом случае одна (редко две): Валаам в круизе выходного дня из Петербурга, Мышкин, Углич или Тверь — в круизе из Москвы, Елабуга, Самара или Нижний Новгород — при отправлении из Казани.
За это время можно почувствовать все плюсы круизного отдыха и, если понравится, в следующий раз выбрать путешествие на 5–7 суток. А можно рискнуть и уйти в длинный круиз — более чем на пару недель.
Надо ли смотреть на класс теплохода
Иногда можно сортировать маршруты по конкретному теплоходу. По Волге ходят трёх- и четырёхпалубники, которые на маршрутах преодолевают обширные водохранилища. Пожалуй, только там существует минимальная вероятность того, что вы почувствуете качку, и то если будете на трёхпалубнике. На более крупном теплоходе это почти исключено.
Правила судоходства очень строгие: если прогноз погоды неблагоприятный, теплоход не выпустят в эти рукотворные «моря». Со мной это случилось всего раз, и даже не на Волге, а на озёрах: пошёл дождь, поднялся ветер, и трёхпалубнику «Карл Маркс» не разрешили перейти из Ладожского озера в Онежское, а вместо этого организовали другие стоянки. Причём на внутренних палубах, в каютах и помещениях теплохода было сухо, тепло, уютно и без качки.
В России используют четырёхпалубники двух основных видов: теплоходы проекта 92-016, построенные в Чехословакии в 1970-х, и теплоходы проекта 301, построенные в Германии в 1980-х. По своим характеристикам он схожи: длина около 130 метров, скорость 25 км/ч, около 300 пассажиров на борту.
Все места бывают распроданы только в пик сезона, на популярных маршрутах, во время акций и скидок. К числу пассажиров прибавьте примерно 100 человек команды при максимальной загрузке — экипаж и обслуживающий персонал.
Теплоходы регулярно проходят ремонт и реновацию. В 2002 году я попробовала путешествовать на теплоходе «Кронштадт», который прошёл модернизацию. На нём был сделан ремонт, увеличены площади кают, расширены душевые. Все каюты стали одноярусными, что гораздо комфортнее, в каждой появился телевизор, холодильник, кондиционер. Длительность стоянок увеличилась с 3–4 стандартных часов до 7–9. Теперь оставалось время не только на плановые экскурсии, но и на самостоятельные неспешные прогулки по городу. Стало возможным выбрать режим питания: завтрак, полупансион (завтрак + ужин) или обычный трёхразовый вариант. Мы выбрали полупансион, а обедали в городе, посещая заведения с местной кухней.
Какие каюты бывают на теплоходах
Есть небольшие, почти как мягкие купе в поезде, но и в них предусмотрен санитарный блок: туалет, душ и раковина. А также прихожая со шкафом для одежды, стол и стул. Это каюты класса стандарт. На многих теплоходах ещё встречаются двухъярусные спальные места, но они постепенно исчезают. Есть каюты комфортные, просторные, с бытовой техникой — класса полулюкс и люкс. В них две комнаты с дополнительными предметами интерьера.
Класс кают зависит также от палубы: чем выше, тем дороже. В каютах на корме больше слышен шум моторного отделения, поэтому лучше выбирать места на носу или в середине теплохода.
Наиболее дорогие каюты — на шлюпочной палубе, оттуда лучше обзор, они ближе к барам и ресторанам. Далее идёт средняя палуба, затем главная, и самые недорогие — на нижней, ближе к воде, с круглыми окошками-иллюминаторами. Стандартные каюты рассчитаны на одного, двух или трёх человек. Фото кают каждого теплохода можно посмотреть на сайте компании — организатора круизов.
Все каюты оборудованы розетками и радиоточками — очень полезно вовремя услышать приглашение в ресторан или рассказ о местах, мимо которых вы проплываете.
Что делать на теплоходе: еда и развлечения
В путешествии предусмотрено всё, чтобы вы не отвлекались на организацию быта. При регистрации вам выдадут приглашение в один из двух ресторанов — на средней или на главной палубе. Приглашение нужно показать официанту, и вас усадят за конкретный столик на 4–6 человек, где вы и будете питаться весь круиз. Сервировка очень красивая: скатерти часто меняют, а тканевые салфетки каждый день складывают по-новому.
Подача блюд соответствует ресторанному уровню. По утрам туристы выбирают индивидуальное меню на завтра из нескольких салатов, супов, десертов. Выбор второго блюда — задача не из лёгких: предусмотрена еда вегетарианская, диетическая, из мяса и рыбы. На некоторых рейсах завтрак организован как шведский стол. Кроме того, в кафе-барах на верхней и средней палубе всегда можно перекусить, выпить кофе и более крепкие напитки, съесть мороженое, попутно наслаждаясь видами из панорамных окон. А в конце круиза, который длится больше пяти дней, всех пригласят на «капитанский ужин» — с шампанским, морепродуктами и тортом в виде теплохода.
Ежедневно проходит уборка кают в удобное для туристов время — чаще всего во время экскурсий. Когда стоянка окончена, можно послушать живую классическую музыку в исполнении артистов-лауреатов. Здесь многое зависит от директора круиза, и каждый старается быть на высоте, чтобы в следующем сезоне гости приехали снова. Часто так и происходит: многие туристы предпочитают из года в год отдыхать на полюбившемся теплоходе вместе со знакомой командой, чувствуя себя здесь как в кругу семьи.
Если позволяет погода, днём люди загорают на верхней палубе, а по вечерам на ней устраивают дискотеки для детей и взрослых. Важный момент: взрослые на теплоходе могут отдохнуть не только с детьми, но и от детей. Аниматоры каждый день развлекают ребят, а в финале круиза на «отчётном концерте» представляют результат своих усилий: мини-спектакль, песенки или танцы.
Досугом на борту теплохода охвачены все возрастные категории: можно играть в лото и мафию, ходить на зарядку, йогу, танцы... В конференц-зале показывают фильмы о городах и музеях на маршруте. Ещё одна милая деталь, сохранившаяся с доинтернетных времён: на каждом теплоходе есть небольшая библиотечка с оригинальным подбором книг.
Впрочем, вы можете с чистой совестью пренебречь всей этой суетой и спокойно возлежать весь круиз в шезлонге, время от времени лишь меняя дислокацию — переходя с носа на корму теплохода — и наблюдая, как меняются за бортом пейзажи, всходит и заходит солнце, полощутся за кормой швабры дежурных матросов и носятся над головой чайки, которых строго запрещено прикармливать.
Будут ли по пути шлюзы
На Волге 18 шлюзов, считая шлюз № 1 канала имени Москвы. Их глубина достигает 18–20 метров — примерно с шестиэтажный дом.
Моё знакомство со шлюзами началось внезапно. Однажды, выйдя после обеда на среднюю палубу, я увидела перед собой не волжские дали, а глухую бетонную стену, мокрую, холодную и очень высокую. Это и был шлюз: теплоход, как на лифте, опустился на несколько метров в бетонной камере, а впереди и позади открывались и закрывались ворота. Шлюзование длится минут 10–20, это зависит от размера камеры и перепада уровня воды.
Почти каждый шлюз уникален с инженерной точки зрения. На многих установлены скульптуры: например, на песчаной косе возле шлюза и водосборной плотины Рыбинской ГЭС стоит 17-метровая девушка с буревестником, которая называется «Мать-Волга». Одной рукой она приветствует корабли, входящие в Волгу из Рыбинского водохранилища, а в другой держит чертежи с планами ГОЭЛРО.
Расписание прохождения шлюзов обычно висит на ресепшене. Оно строго соблюдается, а заявки на шлюзование подают задолго до начала навигации. Если вы проходите шлюз, по судовому радио обязательно расскажут его историю.
Что делать во время стоянок
Главная цель круиза — не плавание, а посещение сразу нескольких городов. Во время стоянок у вас будет достаточно времени и на пешую, и даже на автобусную экскурсию.
Стоимость основных экскурсий включена в путёвку, а дополнительные можно купить прямо на борту. Вас даже могут отвезти в усадьбу Некрасова под Ярославлем или в небольшой городок Семёнов — посмотреть на хохлому. Местные краеведческие музеи и первоклассные художественные галереи ждут своих поклонников. Если вы интересуетесь искусством и историей, у вас большой выбор: от домов-музеев Шишкина в Елабуге и Левитана в Плёсе до «бункера Сталина» в Самаре.
Любителей гастрономического отдыха тоже побалуют. В специализированных магазинах в Костроме можно попробовать сыр, а в Самаре — шоколад, можно поучаствовать в обрядовой дегустации пива в Чебоксарах, водки — в Мандрогах, пирожков-«углов» — в Плёсе. И это далеко не всё: организаторы каждый год стараются разнообразить программу, и даже если вы посещаете город в третий-четвёртый раз, вам будет из чего выбрать.
Для примера расскажу о маршруте из Нижнего Новгорода в Москву на теплоходе «Кронштадт», который длится пять дней. Это стандартный маршрут средней ценовой категории, его удобно вписать в небольшой отпуск.
Из Нижнего Новгорода мы стартовали в девять утра. Если вы приехали накануне, у вас есть время посмотреть кремль, погулять по местному Арбату — пешеходной Большой Покровской улице, а может быть, даже взобраться по Чкаловской лестнице и посчитать ступеньки — их там 560. Или проехать 3660 метров над Волгой по канатной дороге, в город Бор и обратно.
После регистрации и размещения в каюте вас ждёт бокал шампанского и знакомство с командой: капитаном, директором круиза, директором ресторана, медработником и артистами.
На следующий день, также в девять утра, прибытие в Кострому. Это родина Сусанина, Снегурочки и драматурга Островского. Именно здесь четыре века назад началась история династии Романовых, когда Михаил Романов был призван на царство из Ипатьевского монастыря. В центре Костромы в старинных Торговых рядах находится Сырная биржа, где можно попробовать разные виды сыра.
На третий день в 8:00 мы были уже в Ярославле, который в 2010 году отметил своё тысячелетие. Каменные постройки возводили здесь ещё в домонгольский период, а до наших дней сохранилось много церквей ХVII века. А ещё Ярославль — столица Золотого кольца, куда входят восемь древних городов Северо-Восточной Руси. И все эти города можно посмотреть в Ярославле — на макете, который создал Андрей Назаров и его команда.
Четвёртый день — Углич. С Волги открывается прекрасный вид на церкви XVII–XVIII веков, кремль, торговые ряды, деревянную застройку. Здесь находится Центральный музей истории гидроэнергетики России, где собраны подробные макеты крупнейших в мире электростанций. Детям очень нравится зал, где нужно вырабатывать энергию, вращая педали велосипеда.
На пятый день — прибытие в Москву.
Текст: Елена Ходова для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!