Ч. 1
Абсент, одурманивающий голову Поля Верлена, действовал на него не так, как на остальных вкусителей. Излюбленный напиток поэтов и деятелей искусства 19 века обладал свойствами усиления любых ощущений, которые человек испытывал в данный момент.
Лёгкий наркотик в составе абсента оказывал необычное влияние на человеческие способности восприятия цвета, вкуса, глубины пространства, дарил эйфорические волны настроений.
Абсент действовал как напиток правды на Верлена, он всегда ощущал себя иначе под его влиянием: поэта сковывал страх, появлялась жуткая тревожность, навязчивые мысли. Мудрый мыслитель Поль терял себя, а близкие находили его в состоянии безумства, ярости, порочных занятий.
Верлен был грешен и слаб, часто очень труслив, в чем он сам не раз каялся в своей поэзии, наполненной его личными переживаниями.
В "Исповеди" Поля Верлена есть художественный эпизод о том, как его жена
Матильда Мотэ-главная женщина в жизни поэта, на 4 месяце беременности пробиралась сквозь военные действия разрешать вопросы их быта, в то время как он сам прятался в ванной вместе со служанкой.
При этом мысленно он нашёл это времяпровождение очень соблазнительным и чуть было не поддался искушению, но его тело окутал страх.
Двойственность Поля Верлена была в нем с самого рождения, он вкусил ее с молоком матери. Поль родился после нескольких выкидышей, при чем своих нерожденных детей maman решила оставить заспиртованными в банке.
Человек, рождённый под знаком Сатурна-так говорил о себе Поль Верлен. Вечная борьба с внешними обстоятельствами, череда несчастий, собственные противоречия, отстранённость и одновременно с этим желание быть всем.
Гений Верлена существовал в двух мирах одновременно: в мире прекрасного, божественного, эстетики "Парнаса", вместе с тем в мире разврата, грязи, пьянства и инфернальных мотивов.
Но гениальности все прощается, ведь неужели человек пришёл в этот мир, чтобы быть исключительно праведным? Иначе бы мы никогда не увидели величие творческой свободы и искусства ради искусства, лишенного правил и быта, что совершенно радует наше истинное нутро, которое сочетает в себе абсолютно всё существующее в этой Вселенной.
Величие Его poème в неповторимой музыкальности, в отсутствии академической правильности.
Каждое стихотворение как интимное художественное и тонкое откровение поэта.
Каждый образ создан им только для того, чтобы выразить впечатления французского Принца поэзии. Поль Верлен был непревзойденным мастером создания необычайных, красивейших, но неясных и туманных образов действительности. В его лирике мы часто находим себя, наши тайные мысли, всё не выраженное, секреты и ощущения реальности и переживания момента.
Поэзия Верлена никогда не станет пресной и скучной для читателя, потому что изначально это противоречит сути поэта. Эти стихотворения будут тревожить, запоминаться, впитываться в кожу с эфирами.
Читателей привлекает в творчестве Верлена подлинность повествования, поэт честен и красив в каждом своем проявлении.
Наша душа искренне любит это верленовское варварство, первозданность и честность, нотки безумия. Это притягивает, хочется с осторожностью смотреть и наслаждаться.
Прикасаясь к его творчеству мы будто знакомимся с собой целыми, с такой жизнью, где есть место пороку и святости, изяществу и безумству, невероятной нежности и гневным безжалостным порывам.
Отнюдь не каждый смог бы выдержать подобное двоемирие с таким мастерством, как это делал Верлен.
Не научившись совладать со своим даром и проклятием многие гении скоро погибали.
Продлить своё гениальное существование и не сойти с ума Полю помог период его жизни, когда он оказался в тюрьме за покушение на убийство друга (или ex-любовника, что до сих пор остаётся загадкой, хотя по-моему мнению все очевидно) Артюра Рембо.
В это время поэт обретает новые смыслы и знакомится с Богом. Что несомненно происходит ярко, живо, грациозно-так рождается книга "Sagesse", то есть мудрость.
Книга состоит из трёх частей:
- Осмысление поэтом своего прошлого.
- Прямое обращение к Богу и знаменитый мистический диалог в сонетах.
- Состояние души, вновь обращённой в христианскую веру.
Признанный Гений, совмещающий в себе глубину Души, тонкое чувствование жизни, общение с божественным и признание существования дьявола, вечное сражение с самим собой-таков был Поль Верлен и его творчество.
P.S. в следующей части о стихотворении "Женщина и кошка"🐈⬛
"Женщина и кошка"
Играла с кошкою своей
Она, и длился вечер целый
Прелестный в смутностях теней
Бой белой ручки с лапкой белой.
Шалила, — хитрая! — тая
Под кружевом перчаток чёрных
Ногтей агатовых края,
Как бритва острых и проворных.
И та хитрила с госпожой,
Вбирая коготь свой стальной, —
Но дьявол не терял нимало;
И в будуаре, где, звеня,
Воздушный смех порхал, сверкало
Четыре фосфорных огня.
Франция, 1866.