Найти тему
CINEMA

Символы новой России в фильме «Гений» 1991 года

Этот двухсерийный фильм, которому уже более 30-ти лет, любят многие наши зрители. Захватывающий сюжет о том, как талантливый изобретатель по причине перемен, которые наступили в нашей стране в начале 90-х годов, становится мошенником. И это происходит в связи с тем, что других возможностей, чтобы реализовать свои таланты в новой либеральной России, он не нашёл.

Главный герой попадает в череду небезопасных приключений, в которые невольно втягиваются и его близкие. И хоть фильм завершается для него благополучно, все зрители понимают, что наступившие непростые времена уже никого не оставят в покое.

Сегодня, спустя несколько десятилетий, можно отметить, что фильм буквально нашпигован различными символами, которые раскрывают чудовищность всего происходящего в те годы в нашей стране.

Картина начинается с демонстрации вещевого рынка, которые в те годы появлялись везде, как грибы после дождя. Толпа, размахивающая низкосортными заграничными шмотками, как бы демонстрирует всеобщую продажность наступившей эпохи.

Главный герой – это молодой и в прошлом талантливый рационализатор по фамилии Ненашев тоже является символом советского прошлого. И, несмотря на авантюрные поступки, по своей сути он всё же порядочный человек.

-2

У него, как у предприимчивого человека, две работы: официальная в овощном кооперативном магазине и неофициальная – мошенническая шайка по обману других мошенников и не чистых на руку людей. При этом он, как современный Робин Гуд, занимается только теми, кто обогащается нечестным путём и нарушает закон.

Но вскоре Ненашев сам становится объектом «экспроприации» со стороны более сильного мошенника. Точнее, настоящего бандита и мафиози. И это, пожалуй, самый яркий символ того времени, так как в России 90-х годов побеждает тот, кто наглее и сильнее.

К сожалению, в те годы подобный «естественный отбор» считался нормальным ходом событий. Типичный путь от вора и рэкетира до бизнесмена, а потом от бизнесмена до олигарха, прошли в те годы не один десяток ныне уважаемых в России людей.

В картине представителя этого класса сыграл Иннокентий Смоктуновский. И даже кличку Принц его персонажу авторы фильма придумали не случайно, а вполне закономерно. Ведь роль главного мафиози чем-то перекликается с его знаменитым Гамлетом. По сути, он сыграл ещё один вариант современного Принца Датского.

-3

К счастью, этот «социальный лифт» был закрыт в начале нулевых, а ведь в 90-х казалось, что такой волчий закон джунглей устанавливается в нашей стране навсегда.

Ещё одним символом пришедших изменений стал гламурный директор театра в исполнении Бориса Клюева.

-4

Этот представитель гей-меньшинств, который стал очередной жертвой шантажа со стороны главного героя, уже не боится сотрудничать с милицией по этому поводу, хотя и немного стесняется своих непристойных забав с молодым официантом. Этот персонаж тоже стал символом перестроечной либеральной России вышедших из подполья нетрадиционных меньшинств.

Также яркими символами новой эпохи стали рыночные торговцы из Азии, которые из обычных продавцов от прилавка превратились в могущественных дельцов, которые уже могут позволить себе многое. В фильме они покупают якобы телевизионные спутниковые антенны, которые позволяют смотреть иностранное телевидение. При этом сами они иностранных языков не знают. Но это ведь и не важно. Главное, что теперь у них есть то, чего нет у других.

-5

И вот сидят они перед телевизором и пялятся на экран, где ничего не понимают, но всё равно в восторге! И это является ещё одним символ тех лет. А именно - слепое преклонение перед Западом.

Также символом перестроечной России является и красивая блондинка в короткой юбке. Судьба порядочных девушек в те годы была незавидной. Они стояли перед сложным выбором: либо связать свою жизнь с хорошим и порядочным парнем и тем самым обречь себя и своих будущих детей на бедность, либо с мошенником или бандитом, но зато при деньгах.

-6

Главная героиня Настя не стала исключением. Поэтому после знакомства с Ненашевым, тот ей показался настоящим «принцем на белом коне»: вроде порядочный и при деньгах. И она, как настоящая русская декабристка, идёт с ним до конца, даже когда встаёт вопрос жизни и смерти.

-7

И даже её родители тоже олицетворяют собой тех советских людей, которые волей политиков оказались в необычных для себя условиях. В них ещё живы советские ценности добра и взаимопомощи, хотя они сами им уже сопротивляются, понимая, что наступила другая жизнь. Но тем не менее, они приходят на помощь и отдают свои последние деньги даже не дочери и даже не её мужу, а фактически незнакомому человеку.

-8

Сегодня, когда в очередной раз пересматриваешь этот фильм, появляется двоякое чувство. С одной стороны, увлекательный и интересный сюжет с неплохим финалом, а с другой стороны, я ловлю себя на мысли: как же хорошо, что эти времена остались в прошлом.

Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.

_______________________

_______________________

Опубликованы кадры из фильма "Гений" (1991 год).

Если статья была интересной кликните 👍