Так сложилось, что в этом сезоне 2023-2024 я посмотрела в любимой мной Маяковке все премьеры, и теперь, когда состоялась последняя, могу смело сказать, что лучшие из них были поставлены на Малой сцене. Новый спектакль «Парадокс скворца» в моем сердце занимает твердое второе место после замечательной «Мера за меру», хотя, в отличие от нее, первоисточник далеко не так известен. «Скворец» - результат творчества молодежи, однако, это достаточно зрелая постановка, оригинальная и очень неглупая. Хороший современный ищущий театр, каким он и должен быть.
Поскольку пьеса, лежащая в основе «Скворца», знакома далеко не всем, будет нелишним кратко описать сюжет. Итак, главная героиня, кажется, даже не имеющая имени - израильская скрипачка в Голландии. Однажды, она получает счёт за газ на огромную сумму, происхождение и природу которого она и пытается выяснить на протяжении всего спектакля.
Как ни странно, но главной метафорой спектакля, вопреки всем анонсам, описаниям и даже названию, является не пресловутый скворец, но тот самый счёт, кем-то «заботливо» подсунутый под дверь героини. Причем, основным вопросом, что ставит спектакль, является не то, откуда взялся счёт, а почему он достался героине. Конечно, здесь есть игра слов, счёт за газ - Сектор Газа, тем более, если принять во внимание предложение по работе, что делает скрипачке ее агент, но всё-таки нет, странно было бы искать подобный смысл в пьесе израильского драматурга. Дата его выставления заставляет понять, что газ — это газ, тот самый газ, геноцид, при одном упоминании которого должна возникнуть пауза, но в таком случае почему счёт попал к ней - явному потомку жертв, а не палачей?.. Разве подобный выставленный небесами счёт должен быть оплачен ею?.. Почему?..
Готовность девушки оплатить счёт становится понятна чуть позднее, и на той стадии понимания так поступил бы любой порядочный человек, но нет… Это вовсе не счёт за спасение, не счёт за героизм и даже не счёт за страдание. Это счёт, выставленный злу, и он не оплачен. В этом мрачная усмешка, грустное наблюдение, что и теперь, восемьдесят лет спустя, счёт не оплачен - зло не наказано. А также предупреждение, что не нужно платить по чужим счетам. Оплаченный кем-то подобный счёт - карт-бланш на новые злодеяния.
Вышеуказанный вывод мрачный и какой-то безрадостный, но «Скворцу» есть, чем утешить своего зрителя. На первый взгляд, кажется, что для данной истории принадлежность героини к еврейскому народу вовсе не обязательна: тот же вывод и ту же реакцию можно было бы ожидать от любого нормального человека, но все же эта краска важна. Дело в том, что девушка беременна, она - потомок угнетенных, а не угнетателей, потомок выживших вопреки всему. У нее и ее народа есть продолжение, есть будущее. А у героя, воплотившего зло, ничего этого нет: все, к чему он прикоснулся, разрушено, все, что он пытался спасти, не спаслось. Его ребенок погиб, его род прерван. Да, зло не наказано, справедливость не восторжествовала, но зло изживает себя, оно не воспроизводится, оно уходит в небытие, чтобы оставить мир обычным людям, таким, как героиня-скрипачка. В этом оптимистический посыл «Скворца».
Есть в «Скворце» ещё одно примечательное наблюдение: в одной из сцен героиня пытается объяснить местному чиновнику, за что и кому этот счёт, и сталкивается со слепым следованием протоколу, после чего говорит, что такое поведение бюрократии сделало возможным тот кошмар двадцатого века. Однако, при всей верности приведенного аргумента, у этой медали есть ещё одна - более позитивная - сторона. Бюрократия упрямо выставляет счёт, по сути, за причиненное зло, не забывает о нем, не прощает. Раз за разом и день за днём. Этот счёт должен быть оплачен, рано или поздно. Так что подобная бюрократическая система - ещё и о том, что нельзя уйти от ответа, виновному неизбежно придется его держать.
Тем не менее, прекрасный «Парадокс скворца» не безупречен. Главное для его зрителя - перетерпеть первые 15-20 минут, а потом затянет так, что забудешь дышать. Однако, эти минуты опасные - ничего не понятно, ничего толком не происходит, все кажется странной ерундой, ещё и приправленной несколько излишней откровенностью текста. Но постепенно картинка складывается: персонажи на заднем плане противоречат друг другу лишь на первый взгляд, но со временем они формируют необыкновенную полифонию голосов и слов, они дополняют друг друга, а не спорят, их многоголосие - настоящая мозаика, где каждый элемент имеет значение, и не может быть упущен. Этакий оркестр, создающий свою музыку для солистки - скрипачки, пусть страшную мелодию, но масштабную. Постамент, единственно находящийся на сцене из оформления, также крайне необычен и эффектен - то прозрачное, то словно запотевшее стекло газовой камеры, через которую видны не люди, но только силуэты - это выглядит жутко.
Что же касается скворца, то эта тема в спектакле не особенно раскрыта, хотя суть ее проговаривается прямо. Однако, парадокс отделения от стаи, то есть миграции, но сохранения своей и национальной индивидуальности здесь не первостепенен, а, может, и не важен вовсе - очевидно, в пьесе режиссер нашла гораздо более интересные и стоящие темы. Вообще, «Парадокс скворца» - исключительно режиссерский спектакль, это ее взгляд на мир и выражение ее позиции. Удивительно, как гармонично Ирине Васильевой удалось представить на сцене столь сложный и явно разговорный материал, так, что спектакль словно сжатая пружина, и его зрители - тоже. Стоит отметить отличное лаконичное оформление (как такое стекло создали, трудно представить), хорошую работу со светом, с костюмами, и очень крутое музыкальное сопровождение. Звук в «Скворце» значит очень много, как просто музыка, так и этот хор голосов артистов. Этот прием слегка напомнил «Друзей» Театра Наций, но здесь акценты другие, и у Маяковки получилось не хуже.
В Маяковке замечательная молодежь, и этот спектакль, поставленной молодой командой - тому подтверждение. «Парадокс скворца», возможно, не станет зрительским хитом, он слишком сложен для случайного зрителя, но зритель насмотренный должен оценить. Уровень очень достойный, пожалуй, есть смысл следить за творчеством режиссера спектакля. Да, также советую всем покупать программку: достаточно креативная, в стильном конверте, такую хочется сохранить на память.
«Парадокс скворца» по пьесе «Амстердам» Майи Арад Ясур. Режиссер Ирина Васильева, художник-постановщик и художник по костюмам Нина Юнгвальд-Хилькевич, художник по счету Павел Бабин, композитор Арина Назарова. Малая сцена, продолжительность 1 час 20 минут без антракта. Премьера 13 июня 2024 г.
Состав: Алина Вакаева, Арина Назарова, Олег Сапиро, Иван Ковалюнас, Юлия Марычева.