"Религия человека – это Бог, религия Бога – это человек..." Из проповедей священника Вячеслава Рубского

Протоиерей Вячеслав Рубский
Протоиерей Вячеслав Рубский

Что на столе, то и свято

Мы всегда дорисовываем величие тех, в кого влюблены. Ученики Христа также воображали, что за Иисусом стоит какая-то громадная сила – легионы Ангелов и мощь Самого Яхве. Но Христос намеренно продемонстрировал им, что дальше, чем они видят, ничего нет. То, что есть на столе (хлеб и вино), то и свято. Что видите, то и надо любить.
Это очень важно для простоты Евангелия. Священно то, что ты видишь перед собой. Ап. Иоанн говорит об этом в Первом послании:
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20). Надо любить человека в его конкретности, а не какие-то высокие идеи или божественные абстракции. Тогда ты сможешь разглядеть святое даже в тех, кто несёт околесицу.

У каждого своя дистанция

Бог обозначает дистанцию: Он может находиться далеко и близко, потому что каждый человек выбирает для себя ту дистанцию из широты Откровения, которую считает для себя приемлемой.
Некоторые люди, чтобы прочесть текст на листочке, отдаляют от себя бумажку, а некоторые, наоборот, приближают. Так и мы. Некоторые должны чуть отдалить от себя Бога, потому что, когда Он близко, говорят: “Что-то непонятно, то ли пророк, то ли праведник, то ли еретик, потому что и субботу нарушает”. А когда Бог отдаляется: “О, теперь понятно: Господь Бог наш, недосягаемый, всемогущий, вездесущий, потопление сделал, значит, по грехам”...
Все мы дети Божии, и, когда Он вознёсся, улетел, каждый Его по-своему вернул. Кто-то говорит: “Где двое или трое, - там Он посреди нас”. А кто-то говорит: "Да ну этих двоих-троих, я и сам, и приди и вселись, и очисти мою душу, Господи!"

Единство. Откровение мечты

Когда остаётся менее суток до того, как Христа распнут, Он молится. Молится о единстве учеников: "Отче, да будут они едино, как и Мы". И повторяет это дважды. И так Бог открывает нам Свою мечту.
Но разве мы можем быть едино, как лица Святой Троицы? Ведь лица Святой Троицы не проходили эволюционный этап. А мы проходили. И мы знаем, что каждый, от тараканчика до млекопитающих, метит свою территорию, борется друг с другом - внутривидовая борьба.
Мы, став человеками, метим не только территорию, но и своё мировоззрение, защищаем свой взгляд на мир. И нам очень сложно быть едиными. Можно говорить о соработничестве, партнёрстве, а полного единства нам не видать. Его никогда и не было.
Были времена, когда искренние христиане хотели исполнить это Божие Откровение мечты как приказ, - и это приносило много жертв. Сотни тысяч христиан, убитых другими христианами за то, что они не хотят участвовать в единстве, за то, что они не очень едины.

Он рядом с нами

Бог сделал всё для того, чтобы оказаться рядом с человеком. Божественное поклонение человеку – это сокращение дистанции. И Он знал, что Ему это будет очень дорого стоить. Люди могут подлинно любить друг друга как индивидуумы. Но как социум они любят только героев и суперменов. Он разочаровал их в этом на Голгофе. Но потом, чтобы продолжить любить Иисуса, люди героизировали Его. Потому что как социум мы не можем иначе.
Бог ставит человека выше Себя. Он говорит:
«Я пришёл не для того, чтобы Мне служили» (Мф. 20,28). Ему совершенно неинтересно главенствовать. Когда Его хотели сделать царём (Ин. 6:15), Он убежал от людей.
Религия человека – это Бог, религия Бога – это человек. И только в этом симбиозе мы можем понять, что происходит.