Найти тему

"Самоубийца"/ Театр им. Вахтангова

Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)
Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)
"Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну" (с)

Про большинство просмотренных спектаклей я стараюсь писать сразу, так сказать, «по горячим следам». Но к некоторым я никак не могу приступить. Хочется собрать максимально мысли в кучу, потом аккуратно разложить это все по полочкам, и выдать логичный и стройный отзыв, а не хаотичные эмоции и впечатления, т.к. сказать хочется так много о чём…сегодня вот руки и мозг добрались, наконец, чтобы рассказать про спектакль «Самоубийца» театра им. Вахтангова. Больше недели уже прошло, а он все не идет у меня из головы.

Автор пьесы Николай Эрдман (фото с сайта https://prosodia.ru/catalog/stikhotvorenie-dnya/nikolay-erdman-ob-ochkovtiratelstve/)
Автор пьесы Николай Эрдман (фото с сайта https://prosodia.ru/catalog/stikhotvorenie-dnya/nikolay-erdman-ob-ochkovtiratelstve/)

Спектакль поставлен по одноименной пьесе Николая Эрдмана, которая была написана им в 1928 г. А на театральных подмостках исторической родины произведение смогло воплотиться только в 1982 г., уже после смерти драматурга. При том, что ранее спектакль неоднократно был представлен в Европе, США и Канаде, а пьеса считается одной из первых «черных комедий» в литературе. Но, рецензия СССР (а точнее самого Сталина) была такова: «…Я не очень высокого мнения о пьесе «Самоубийца». Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна…». Но тут знаете, что я вам скажу, как молвила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Значит, хорошие сапоги, надо брать».

Про что будет спектакль, я не знала, не читала заранее ни его историю создания, ни саму пьесу. Доверяю тут, как всегда, своей подруге - вахтанговскому гуру, которая и привела меня на данный спектакль. Да это и всегда хороший тест и своему интеллекту и самой постановке – будет ли понятно содержание только лишь из одного просмотра. И почти сразу же, с самого начала, у меня появилось ощущение, что я смотрю старый советский фильм. Атмосфера, стиль, передача характеров просто максимально погружают в ту эпоху. И от этого становится сразу легко воспринимать персонажей и диалоги, т.к. мы все выросли на фильмах тех лет, и такая «стилистика» нам близка и понятна, не смотря на то, что отделяют нас от предыдущих поколений десятки лет.

Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)
Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)

Главный герой Подсекальников Семён Семёнович «маленький» советский человечек, живет в коммуналке с женой и тёщей, не работает, и все его амбиции и мечты разбиваются вдребезги о реальность бытия. И вот в один «прекрасный» день решает Семён Семёнович, что такая жизнь ему опостылела, и пора бы её покинуть неестественным путем. Оказывается, что это решение самое грандиозное в жизни «маленького» человечка, и такое событие не может совершаться чисто из никчемных эгоистических соображений. Вокруг Семёна Семёновича сразу же собираются представители общественности: интеллигенция, духовенство, торговля, женщина, которая считает, что Семён Семёнович должен уйти из жизни непременно из-за нее, в общем, все, кому не лень, диктуют, что написать главному герою в предсмертной записке, чтобы, так сказать, и себе и людям. Ответственное мероприятие назначили на завтра, на 12 часов.

Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)
Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)

Почти 3-х часовой спектакль просто приковал меня к месту. Это было настолько сильно, талантливо, хлестко, злободневно, что я ловила буквально каждое слово. Здесь все персонажи уникальны, и каждый актер так ярко играет свою роль, что хочется иметь возможность рассмотреть каждого, особенно в групповых сценах. Нет проходных персонажей, «массовки», никто не играет «дерево». При том, что все герои гротескны, карикатурны, всегда есть риск уйти в переигрывание, или же, наоборот, недожать и не донести нужный замысел автора, здесь же все настолько большие профессионалы, что каждый образ раскрыт на 100% (без преувеличения).

Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)
Кадр из спектакля/ Фото - Яна Овчинникова (фото с официального сайта театра: https://vakhtangov.ru/)

Хочу отметить все: режиссуру, сценографию, грим, костюмы, музыку, свет. Ну вообще не к чему придраться. Честно! Идеально! Глубоко по содержанию, невероятно эстетично по внешнему воплощению. Я как будто посмотрела фильм, где выбраны и смонтированы самые лучшие кадры в лучших ракурсах. А это, представьте, театр, где все происходит перед вашими глазами. И передо мной развертывается кино, комикс, черный юмор, который прикрывает собой нашу с вами суровую реальность, еще болезненнее колющий от того, что действие происходит в 1928 г., а каждое слово попадает в тебя сейчас. Опальная пьеса, актуальная пьеса. Как я жалею, что это был последний показ, так хотелось бы порекомендовать ее всем-всем-всем. Ну или хотя бы прочтите. А я хочу растащить её на цитаты. Ниже одна из них:

«Даже тогда, когда наше правительство расклеивает воззвания "Всем. Всем. Всем", даже тогда не читаю я этого, потому что я знаю - всем, но не мне. А прошу я немногого. Все строительство наше, все достижения, мировые пожары, завоевания - все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь и приличное жалованье» (с)

О постановщиках, артистах и всех талантливых людях, приложивших руку к созданию данного спектакля, можно прочитать на официальном сайте театра: https://vakhtangov.ru/show/erdman/