Рецензия на "Ночь в Камбервелле" Жана Рэя.
Меня заинтересовало, какими были механизмы создания атмосферного ужаса до появления современных триллеров и хорроров.
Жан Рэй умело использует простейшие элементы обыденной жизни для создания ощущения угрозы и страха. В данном рассказе тишина, нарушение привычного порядка вещей и ночная темнота — это простые, но эффективные инструменты, которые вызывают беспокойство.
Каждый человек привыкает к своей обстановке. Ты знаешь звук капающей воды из крана в ванной, шорохи тебя не пугают — это кошка на чердаке. Ты знаешь всю обстановку в доме, так что даже в полной темноте можешь пройти, куда тебе нужно, и никуда не врезаться.
Таков и наш персонаж: он привык, входя в дом после работы, слышать тиканье часов, которые знает наизусть. Но вот беда: ты заходишь в дом, в темноте, в самое мрачное время, а там тишина. И вдруг со второго этажа раздаются шаги. А ты живёшь один! Что делать в такой ситуации? Бежать на улицу? Звать на помощь? Спросить, кто там ходит?
О, нет. Есть интересная фраза на просторах интернета: "Как говаривала моя бабушка, сначала стреляй, потом перезаряди ружьё и спроси, кто там. Если ответят, то стреляй ещё раз". Так и сделал наш герой.
Только вот паника никак не отступает, раз уж наступила. А кого убил, и зачем убил, и убил ли? Бежать, бежать куда ноги глядят, ибо темень непроглядная, глазами не увидеть.
Бежать и разгонять тревогу, паранойю. А затем задаться вопросом: а что с часами?
Послевкусие.
Это мини-триллер. Рассказ небольшой. Развязка быстрая и обескураживает. История заставляет задуматься и представляет собой воплощение паранойи и страха ночи.
Такой рецензией я стараюсь понять, как авторы старого и нового времени работают с нашими страхами, как они создают ту самую гнетущую атмосферу, когда кажется, что опасность подстерегает за каждым углом. Рэй отлично справляется с этой задачей, и его мини-триллер оставляет долгоиграющее впечатление.
А как вы бы поступили в такой ситуации? Сначала стреляли бы, а потом спрашивали, или рискнули бы выяснить, кто это?
Рассказ подстегивает к размышлениям и немного меняет отношение к ночным звукам в пустой квартире.