Давайте представим, что ребенок, это безграничная энергия, которая, если ее не направлять, будет бесформенной и хаотичной. Для формирования личности нужен "каркас", нужна упорядоченность этой энергии. Такой внутренний "каркас" помогают построить правила в жизни ребенка. В этой статье я хочу рассказать о важном в теме правил.
Про то, что правила детям нужны, слышал каждый родитель. Но далеко не каждый может правила ввести и главное следить за их выполнением. И это как правило происходит потому, что родители не до конца понимают их значимость. А правила не только делают ребенка более послушным, упорядоченным и спокойным, главное, что правила помогают построить внутренний каркас, на котором будет строиться личность ребенка.
Чтобы внутренний стержень ребенка построился, нужно соблюдать простые правила в теме правил. Первое из них - это постоянство. Когда вы решили ввести какое-то правило в жизнь ребенка, очень важно, чтобы оно было постоянным. Чем младше ребенок, тем важнее постоянство. Малыши, например, вообще нуждаются в рутине, в постоянстве. Для них это равно безопасность.
Представьте, что каждый раз, когда вы просите ребенка что-то сделать, вы закладываете кирпичик в "стену" личности ребенка. Когда вы просите ребенка делать одно и то же, из раза в раза, вы кладете кирпич на кирпич и получается стена. Это стена - внутренний стержень ребенка. Он знает что хорошо, что плохо, что принято, что нет, как лучше поступать, что нужно для здоровья, для учебы и так далее.
Например, вы просите ребенка каждый день чистить зубы перед сном. При любых обстоятельствах, когда он капризничает, не хочет это делать, ложится поздно, вы все равно просите его это сделать. Только в очень редких исключениях, таких как болезнь, вы разрешаете не чистить зубы. И каждый раз закладывается кирпичик в здоровую привычку чистить зубы.
А если родитель не будет следить за этим поначалу и ребенок будет чистить зубы по желанию и настроению, то стены из кирпичиков не получится.
Причем ребенок, став подростком, может начать чистить зубы через раз, по настроению, но это уже не будет так важно, так как стена под названием "привычка чистить зубы" уже построена, это была задача более раннего возраста, она базово заложилась и ребенок к ней вернется, когда решит актуальные для его возраста задачи. И из этого вытекает еще одно очень важное правило про правила.
Чем младше ребенок, тем больше должно быть правил, но эти правила маленькие. Чем старше ребенок, тем меньше правил, но правила более глобальные и включают в себя многое.
Для маленького ребенка правилами является абсолютно все, что мы делаем на автомате: моем руки после улицы, кушаем за столом, чистим зубы, снимаем верхнюю одежду в коридоре и так далее. И малышей нужно сразу приучать к этим мелким правилам из раза в раз повторяя, как нужно делать. Маленькие правила помогают хаотичное внимание ребенка упорядочить, начинают строить каркас личности.
Чем старше ребенок, тем правила становятся глобальнее. Если у малышей правилом было убрать игрушку после игры, то для более старшего ребенка правилом будет уже убирать свою комнату. А это значит убрать игрушки, одежду, вытереть пыль и т.д.. Например для большого ребенка будет правилом делать уроки. Вроде бы правило одно, но оно включает в себя множество более сложных действий.
И больших и маленьких детей нужно контролировать, особенно поначалу. У многих родителей возникает вопрос: а что делать, если ребенок не выполняет правило? Нужно ли его как-то за него наказывать? Давайте разберемся, у каждого возраста свои нюансы.
"Наказание" детей за нарушение правил в зависимости от возраста
С малышами до трех лет ничего за нарушение правил делать не нужно, это даже вредно. Так как если вы поругаетесь на малыша, или накажете его, вы получите обратный эффект. Для ребенка это удар по привязанности и он будет снова и снова нарушать правило, чтобы проверить действительно ли есть "обстоятельство" при котором мама его не любит.
Поэтому лучшая стратегия с малышами - это не обращение внимания на нарушение правил, и постоянная демонстрация того, как делать нужно. Да, возможно нужно будет повторить не один десяток раз, но именно так с малышами и нужно общаться.
Детям от трех до семи лет, наказания также не помогут. Совесть у них не включится, еще рано. Будет только обида за наказание, самосознание еще не так развито, будут только копиться негативные эмоции, что их не любят и не принимают. Для детей этого возраста более подходят причинно-следственные связи.
"Заходить в лужу без резиновых сапог нельзя, но так как ты забыл и зашел в нее, и промочил ноги, мы идем домой, прогулка закончена". Есть причина и есть следствие, которое логично "вытекает" из причины.
Для детей школьного возраста можно вводить санкции. Слово "наказание" имеет очень негативную окраску, поэтому его можно заменить словом "санкции". Не нужно пугаться этого слова, его дети хорошо понимают. Важный момент про санкции - их нужно придумать и озвучить ребенку заранее!
Например, если правило приходить домой до 20 вечера и ребенок его нарушил, то санкцией может быть сокращение этого времени на два часа на следующий день. Не на месяц действует санкция, а на следующий день или два-три дня. И ребенок про это знает заранее, это очень важно!
Почему санкции важно продумать заранее
Санкции, которые вы хотите наложить на ребенка за нарушение правил, нужно продумать заранее. Потому что в моменте родитель в зависимости от настроения может "переборщить" и наложить санкцию сильно превышающую проступок или наоборот "дать задний ход" и отменить все.
Давайте приведу пример из взрослой жизни, чтобы было понятнее. Представьте, что на работе есть штраф за опоздание в размере 1000 рублей. И сотрудники знают, что если они опоздали на 5 минут из зарплаты вычтут эту сумму. Опаздывая, они понимают, что будет. А если начальство в зависимости от настроения постоянно эту сумму меняют, то сотрудники скорее всего будут чувствовать несправедливость. "Вчера опоздал на 10 минут и штраф 1000 рублей, а сегодня за одну минуту с меня взяли 5000 тысяч, потому что у шефа плохое настроение!". Примерно также будут себя чувствовать дети, если "размер" санкции родитель будет придумывать в моменте.
Это только часть правил про правила. В этой теме также много нюансов, которые нужно учесть. Самое главное, что правила нужны не только взрослым, еще больше они нужны самим детям. Поэтому каждому родителю важно продумать их и грамотно ввести в жизнь ребенка. В моем Телеграм канале раскрыла эту тему очень подробно, присоединяйтесь: https://t.me/utkinaschool