Про цинизм медиков говорят много, как правило, в негативном ключе, называя их черствыми и безразличными. Но я с этим не согласен, был когда-то. Разумеется, речь идет о здоровом цинизме, ведь то, с чем сталкивается человек, вынужденный обращаться за медицинской помощью, может стать для него целой трагедией, в то время как врач, сталкивается с подобным каждый день и не по одному разу, отсюда и такое отношение.
Однажды это сыграло со мной злую шутку.
Хоть ночная смена была относительно спокойной, тем не менее, хотелось спать, но никак не работать. Но, мы ведь пришли не спать, а работать, поэтому претензии в адрес судьбы не принимаются.
В 02:30 нашей бригаде передали вызов: «Носовое кровотечение. Вызывает знакомая».
Неоднократно замечено, что если в поводе к вызову указано «Вызывает знакомый/знакомая», то это как правило какой-нибудь собутыльник, что заведомо омрачает представления о том, что нас ждет на вызове. Скорей всего компания распивала спиртные напитки, кто-то закономерно получил в нос, сразу после этого начав требовать вызов бригады скорой помощи, чтобы последняя «сняла побои», даже несмотря на то, что «скорая» этим не занимается. Так подумал я.
Двери достаточно большой и ухоженной квартиры открыла женщина, никак не подходящая под критерии, которые определяло мое предвзятое суждение о том, кто нас вызвал. Все было с точностью до наоборот.
- Доброй ночи, проходите, - сказала хозяйка квартиры.
- Здравствуйте, что у Вас случилось? – сонным голосом спросил я.
- Да вот нос разбили мужчине, я хотела, чтобы посмотрели.
- Ну разбили и разбили, при чем тут скорая помощь? – спокойно, но недовольно спросил я.
- Мне неспокойно, кажется, что-то не так, я чувствую, - продолжала женщина.
- Ладно, куда проходить? – не понимая зачем мы тут нужны, согласился я.
Здесь стоит пояснить, что в моей голове даже мысли не было отказать кому-то в помощи, но я думал, что там можно обойтись и без скорой помощи.
В одной из комнат, куда проводила нас хозяйка, на кровати лежал мужчина и спокойно себе храпел во сне. Он был с голым торсом, но в джинсах. На его лице и, частично на кровати, действительно были следы крови, которая будто подтекала, но это больше походило на то, что мне просто показалось. Тем не менее, в моей голове мелькнула дурная мысль, но, также быстро она улетучилась.
- Мужчина, проснитесь! – сказал я, задев его за плечо. Никакой реакции не последовало, мужчина по-прежнему храпел, издавая амбре, судя по которому было ясно, что выпил он немало алкоголя.
Для медицинского работника разбудить человека не составляет сложности, знает он специальные точки и приемы, благодаря которым проснется любой. Ими я и воспользовался. Реакции также не последовало.
Мысль промелькнула второй раз, но снова не задержалась. Правда ощущение того, что без «скорой» здесь не обойтись, пропало.
- Так, еще раз и подробно – что произошло? – спросил я у женщины.
- Да я толком не знаю, это друг семьи, они с мужем отдыхали на корпоративе. Они пронесли его, сказали, будет ночевать у нас и все.
- А муж где?
- Спит.
- Будите, желательно быстрей, - подытожила Ольга Николаевна, моя напарница.
Тем временем мы зарегистрировали электрокардиограмму, «посмотрели» уровень глюкозы в крови – все было в порядке, но мужчина спал крепким сном.
- Здравствуйте, - очень сонным голосом произнес только что поднятый из кровати хозяин квартиры.
- Рассказывайте, что случилось с Вашим другом, с самого начала.
Как оказалось, мужчины действительно отдыхали в банкетном зале, много выпивали, но все было прилично, никто никого не бил. За исключением одного момента.
Наш пациент упал с лестницы, прокатился со второго этажа вниз, но был настолько пьян, что там же и уснул. Так решили его друзья. Вместе с этим они решили, что будить его не стоит, нужно дать ему отдохнуть, а через два часа, когда все собрались домой, его погрузили в такси и увезли по вышеуказанному адресу.
Мысль, которая мимолетно посещала меня, теперь уже вовсю кричала во мне, о том, что ситуация патовая, нужно спешить.
Оказав необходимую помощь, мы, как можно быстрей доставили пациента в карету скорой помощи и отправились в хирургический стационар.
На этом, казалось бы, история закончилась.
Через несколько дней мне позвонила знакомая девушка, по совместительству коллега и начала расспрашивать про этот вызов.
Это был друг их семьи. Молодой мужчина, хорошая должность, хороший человек. Заметьте, я не спроста написал «был» - через несколько дней его не стало. Врачи оказались бессильны. Мои опасения подтвердились: перелом основания черепа, а из носа вытекала не только кровь, но и спинномозговая жидкость, поэтому мне и показалось, что она подтекает – для носового кровотечения это несвойственно.
Я был удивлен, как хозяйка квартиры, почуяв неладное, не смирилась, а сделала все, чтобы разобраться в ситуации до конца.
Я злился на себя. За то, что допустил мысли о том, что мы там не нужны, не разобравшись в ситуации. С тех пор цинизм исчез, не полностью, кроме откровенно возмутительных ситуаций, когда помощь действительно не нужна, но в остальном от него не осталось и следа, по крайней мере, мне так кажется.
Та ночь научила меня относиться к проблемам пациента более чутко, более серьезно, правда, жаль, что такой ценой…