474 подписчика

«Москва». – 2024. - №6. – Обзор журнала

Фотография автора
Фотография автора

Не так давно один из читателей библиотеки сказал мне, что не понимает, как можно продолжать писать книги о любви, о всяких там попаданцах, о чём угодно, когда идёт война. Война идёт, а книг про неё нет. Я возразила ему, что во-первых, должно пройти время для осмысления событий, во-вторых, (несмотря на «во-первых»), книги такие уже появляются, а в-третьих, немало публикаций на эту тему есть в журналах, в частности, в «Москве». Читатель заинтересовался. Теперь, когда он придёт, я предложу ему 6-й номер «Москвы». Потому что он открывается публикацией Дмитрия Артиса (Дмитрия Юрьевича Краснова-Немарского, 1973 г.р.) «Дневник добровольца».

Фотография автора
Фотография автора

Автор – поэт, театральный деятель - ушёл добровольцем незадолго до своего пятидесятилетия. Зачем?

«Я выбрал войну и будущее моих детей»

Это именно дневник, и предисловие к нему написал Захар Прилепин. Дневник охватывает несколько месяцев 2023 года. Здесь сухо, почти без эмоций описаны люди, с которыми столкнула Дмитрия Юрьевича война, описан военно-полевой быт солдат. Очень много жаргонизмов, как и в других публикациях подобного рода, порой без многочисленных ссылок простому человеку и не понять, о чём идёт речь. Возможно, многие из этих слов вскоре войдут в язык, и тогда мы увидим, как война влияет на язык.
В отличие от других публикаций о тех же событиях, у Артиса собственно о войне немного. Больше о людях.

«Придерживаюсь правила трёх «нет».
В моих записях нет привязки к местности.
В моих записях нет позывных командного состава.
В моих записях нет рассказов о поставленных и выполненных боевых задачах».

А ещё к дневникам автор приложил свои стихи.

Фотография автора
Фотография автора

В рубрике «Культура» опубликована статья Любови Владимировны Рыжковой-Гришиной «Храм Юрия Нагибина».

Фотография автора
Фотография автора
«Что говорят о творчестве писателя Юрия Нагибина? Разное говорят, кто-то его принимает, кто-то нет; одни видят его со щитом, другие рады бы видеть его только на щите; его принимают либералы-западники и сторонятся консерваторы-патриоты; за тонкую стилистику его любят эстеты и сдержанно отзываются о его творчестве почвенники. Так было при его жизни, так осталось и после его смерти, хотя прошло достаточно времени. Особенно нашумел в своё время его «Дневник», кому-то показавшийся злым, вызывающим, обнажающим неприглядные стороны писательской души».

Как библиотекарь могу подтвердить: именно «Дневник» Нагибина пользуется у читателей особенным спросом. Остальные его произведения спрашивают редко. Правда, буквально на днях читательница попросила «Дафниса и Хлою».
А что касается «Дневника» - так писательская душа тут ни при чём. Там чисто человеческая порядочность должна быть.
Впрочем, речь в статье Рыжковой-Гришиной не о том (хотя есть и о том тоже), а о таланте Нагибина. Статья объёмная и интересная, в ней говорится о разных гранях таланта писателя, о разных сторонах его взглядов. В некоторых моментах автор пишет резко, в частности, о том, что Нагибин, да и не он один, чувствовали себя в нашей стране гонимыми, лишёнными свободы, и при этом не стеснялись описывать свой быт, в котором имели такие блага, которые простым советским труженикам и не снились.
Очень резко, но правильно пишет автор и о взглядах Нагибина на национальный вопрос, и о его нападках на русский народ, о его уничижительных высказываниях о своей родине.

«Восхищаясь Нагибиным-писателем, душа не принимает Нагибина-публициста. Слишком велики перепады его настроения, слишком малы знания, и слишком далеко было ему до выводов, которые он не успел сделать».


Об одном из самых удивительных городов мира написала статью
«Венеция: город любви … и смыслов» Вера Владимировна Калмыкова.

Фотография автора
Фотография автора

В статье освещена история Венеции, её туристические достопримечательности, её место в литературе. Венеции посвящали стихи Пушкин, Тютчев, Вяземский, Брюсов, Ахматова, Мандельштам…

«Но даже если Венеция действительно уйдёт под воду, как грозят климатологи, а перед этим беспощадный турпоток разрушит невиданный ландшафт – разве перестанет светить над Светлейшей светлое солнце? …Угасание Венеции не означает её поражения, наоборот, ветшая, она становится всё притягательнее».


В рубрике «Московская тетрадь» - окончание статьи
Александра Васькина «Москва Сергея Михалкова».

Фотография автора
Фотография автора

В этой части публикации говорится о военном и послевоенном времени, о том, как Сергей Михалков стал автором слов гимна нашей страны, как и где жили, с кем общались, как проводили свой досуг «советские дворяне», как называет именитых советских писателей автор публикации.

«Скончался поэт 27 августа 2009 года на 97-м году жизни… Прощались с ним всё на той же Волхонке (его родной улице), в храме Христа Спасителя. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище… В Москве открыт памятник Сергею Михалкову, есть памятная доска на доме, где он жил. Хотели даже переименовать улицу, но вовремя опомнились: на севере столицы уже давно есть Михалковская улица».

Подтверждаю: Михалковская улица (а также и усадьба Михалково) находится совсем рядом с тем местом, где я живу и работаю. Кстати, некоторые в самом деле думают, что это усадьба семьи Михалковых.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!