Cегодня я хочу рассказать про соревнования по спортивной акробатике. Так как наш ресурс ориентирован на взрослых людей без спортивного прошлого, которым просто хочется освоить стойку на руках – тема соревнований может показаться неактуальной, далёкой в контексте ваших лично целей. Особенно, учитывая что основной контингент наших читателей это йоги, а там, как известно, соревнования невозможны в принципе. Но я считаю, что изучая стойку на руках, которая является частью спортивной акробатики, просто необходимо знать хотя бы по верхам что-то про саму “материнскую” дисциплину. Потому – вот этот пост!
Оглавление:
1.Для чего нужны соревнования?
2. Оценки на соревнованиях
3. Пары и группы в акробатике.
4. Уровни подготовки, разряды и возрастные группы
5. Результаты соревнований
6. Что дают соревнования? Деньги? Славу?
7. Как часто проходят соревнования по спортивной акробатике?
8. Процесс подготовки к соревнованиям – отбор, бумажная работа, тренировки
9. Программы, с которой выступают акробаты и тарифные листы
10. Костюмы для соревнований, музыка
1.Для чего нужны соревнования?
Когда вы работаете над стойкой на руках -вам нужен результат. С этим согласятся наверное даже самые “равнодушные” йоги. Любой результат можно оценить: как долго вы можете простоять на руках, насколько вас устраивает форма стойки, насколько эта стойка стабильна, насколько вы можете из этой стойки еще что-то сделать (какие-то движения ногами, переход в прогиб, сход в угол и так далее). Если вас волнуют эти вопросы, то, поздравляю – вы уже в соревновательном процессе! В любительской среде ваш самый главный соперник – это вы. И оценка результата идет по ” как было когда-то и как делаю я сейчас”. Но, работая над собой мы, конечно, смотрим по сторонам и следим за тем, как что получается у других людей, примерно такого же бэкграунда, возраста и уровня подготовки. И держим в поле зрения “элиту” – тех, кто проводит курсы по стойкам на руках, у кого десятки тысяч подписчиков и кого считаем “достигшими совершенства” в том, что они делают, оценивая собственный прогресс по мере приближения к тем, кто в этом уже профи.
Вот в спорте всё то же самое! Только более упорядочено и понятно!
Итак: есть что-то, что нам нравится, чем мы по-настоящему увлечены (предположим, это стойки на руках). Только что мы обозначили 2 ключевых параметра:
- есть определённые критерии оценки, и их несколько: мы любую стойку на руках будем воспринимать с точки зрения ее стабильности, линий-натянутости-эстетики, способности перейти в другую форму).
- есть разные уровни тех, на кого мы ровняемся, с кем себя сравниваем: “элита”, “новички”, “середнячки”.
А теперь перенесем это в мир соревнований по спортивной акробатике:
2. Оценки на соревнованиях
Тут тоже есть определенные критерии, по которым оценивается работа: оценка за трудность, оценка за технику и оценка за артистизм, а также сбавки:
Общая оценка это: (как вы видите на примере выше 29,110 формируется из оценки за артистизм (8,850) + оценка за технику, умноженная на 2 ( то есть судьи поставили этим акробатам 8,75 и, согласно правилам, эта сумма удваивается) + трудность (2,760) и минус сбавки (penalties), если они есть. Теперь поговорим об этом предметно.
D –оценка за трудность. Абсолютно все элемены и переходы (transitions), которые можно делать в спортивной акробатике – записаны, пронумерованы и им присвоена трудность, выраженная в единицах. Скажем, стойка на голове в индивидуальной работе стоит 1 единицу, а “флаг” на одной руке целых 10. Потому те спортсмены, которые делают более трудные элементы – имеют больше шансов победить. Так как акробатика это парно-групповой вид спорта, то оценивается не только то, что делает “верхний” но и на чём он это делает (чем сложнее положение “базы” – тем выше оценка за трудность). Всё это прописано в
СODE OF POINTS ACROBATIC GYMNASTICS TABLES OF DIFFICULTY 2022-2024
и
ПРАВИЛА спортивних змагань зі спортивної акробатики
Чтобы судьи засчитали трудность – не достаточно просто выполнить элемент или связку. Существуют правила, ограничивающие, скажем, выполнение двух одинаковых элементов с одинаковых заходов в одном упражнении. Есть также запрещённые элементы. И еще масса нюансов, кому интересно: читайте правила.
Е – Execution оценка за технику.
Все наверное согласятся что важно не только “что”, а и “как”. Можно сделать сумасшедшую трудность, но проиграть, если делать “грязно”. Оценка за технику настолько важна, что умножается на 2! Как считать технику? Изначально судьи исходят из 10 баллов, с которыми спортсмены выходят на ковер. И по мере того, как они делают элементы – судьи по технике снимают от 0,1 до 0,5 балла за ошибки. Если происходит падение – то снимается 1,0 балл. Ошибки бывают мелкими, средними и грубыми. Техника оценивается по следующим критериям:
- Амплитуда;
- Форма тела, углы, линии;
- Колебания, шаги, подскальзывания;
- Неустойчивость;
- Вращения;
- NON-COMPLETION OF ELEMENTS AND FALLS
От себя добавлю, что в период с 2018 года, когда я стала сильно увлекаться акробатикой, оценку за технику, близкую к 10,00 никогда не видела (на крупных соревнованиях). Очень хорошей оценкой считается все, что выше 9 (в результатах это отображается как “Е: 18,000” и выше…)
А- оценка за артистизм. Суть в том, что делать нужно не только трудное, технически правильное, но еще и красивое:)) За артистизм максимальная оценка это 10 баллов (чего я тоже никогда не видела). Оценка за артистизм формируется по таким критериям:
PARTNERSHIP: насколько гармонично акробаты смотрятся в составе по отношению друг к другу… Насколько высок уровень технической подготовки у обоих партнеров. Также важно насколько физический уровень партнеров соответствует друг другу и так далее…
EXPRESSION: нужно выступать “не с каменными лицами”, двигаться “не как роботы”.
PERFORMANCE / CHOREOGRAPHY: это должен быть структурированный оригинальный танец, целая композиция, которую вы никогда раньше не видели;
CREATIVITY: оценивается оригинальность задумки, необычные входы и сходы с элементовв, общая креативность. Скажем, высоко ценятся такие композиции, где разыгрывается мини-спектакль. На чемпионате Европы четверка из Великобритании “строила корабль”, это было что-то!!!
… судьи по артистизму также оценивают музыкальность, синхронность, сохранение передачи эмоций партнерами не только между элементами, но и в самих элементах. Очень важно, чтобы вся композиция была непрерывной, чтобы не было остановок “на сделать элемент”.
Пример исключительного артистизма (на мой субьективный вкус, конечно): мужская группа из Израиля на Чемпионате мира 2018 года (однако, стоит заметить что с тех пор прошло достаточно времени их стали активно копировать и сейчас это выступление смотрится уже не так smashing как это было когда-то!) :
Фото с FIG ACRO World Cup – Rzeszów 2023, женская группа из Бельгии. Выражения лиц также оцениваются!
P: penalties после того, как все оценки выше посчитаны, от этой суммы отнимаются “пенальти”. Чаще всего мы видим сбавки за рост. Согласно правилам, разница в росте партнеров не должна превышать 30 см. Это наказывается сбавкой 1,0 или 0,5 балла. Также часто бывают сбавки по 0,300 за “недостой”: если элемент выполнен, засчитан, но держали его не до конца (меньше 3 секунд) то это наказывается отдельной сбавкой. Также наказываются такие моменты как “музыка не вовремя закончилась”, или, скажем, упала резинка/украшение для волос. Еще, бывает, на ковер выходит тренер чтобы подстраховать в каком-то элементе – это тоже наказывается. Да, ненормативная лексика в музыке -0,5 балла (и не важно, на каком языке:))
Как стать судьей? Чтобы судить крупные международные соревнования – нужно иметь международную лицензию FIG. Чтобы ее получить – нужно пройти судейские курсы, информация тут (пока пусто, но когда появятся даты и условия следующего курса, они будут тут) : https://www.gymnastics.sport/site/events/search.php?type=judge
Для более простых турниров судьи могут иметь локальную, национальную категорию. Процесс получения категории такой же: курсы + экзамен. Высшее образование в сфере спорта приветствуется, но не является обязательным.
Обычно на соревнованиях присутствуют 2 бригады судий: panel A и panel B, которые по очереди судят выходящих на ковер акробатов. В каждой бригаде обычно присутствуют 4 судьи по технике, 4 по артистизму, 2 по трудности, также CJP – главный судья.
Для более простых турниров судьи могут иметь локальную, национальную категорию. Процесс получения категории такой же: курсы + экзамен. Высшее образование в сфере спорта приветствуется, но не является обязательным.
Обычно на соревнованиях присутствуют 2 бригады судий: panel A и panel B, которые по очереди судят выходящих на ковер акробатов. В каждой бригаде обычно присутствуют 4 судьи по технике, 4 по артистизму, 2 по трудности, также CJP – главный судья.
3. Пары и группы в акробатике.
Если совсем коротко, то это как в беге: вроде бы все делают одно и то же (бегут), но соревнования бывают на разные дистанции и те, кто бегут 10 км не соревнуются с теми, кто бегут 500 метров. Или в борьбе бывают весовые категории (те, кто весят 100 кг не борются с теми, кто весят 55). Или в синхронном плавании есть группы, есть дуэты и они не соревнуются друг с другом. В спортивной акробатике это типы акробатических пар или групп. Их может быть только четыре:
WP женские пары:
MP мужские пары:
MXP смешанные пары:
WG женские группы (3 человека)
MG мужская группа (4 человека):
Не может быть смешанной тройки, например или женской четверки. Пары не соревнуются с группами. Мужские пары не соревнуются с женскими парами.
Когда проходят соревнования, например, Чемпионат мира, то победителей, занявших первое место, всегда 13! Это 2 акробата из мужской пары, 2 из женской пары, 2 из смешанной пары, 3 из женской группы и 4 из мужской группы. В каждом виде проходят свои квалификации и финалы, для каждого вида свой комплект медалей. Но! Только в случае если в виде программы представлено минимум 4 федерации (на кубке мира может быть 4 состава).
4. Уровни подготовки, разряды и возрастные группы
Отвечаю на очень часто задаваемый вопрос – верхней границы возраста в спортивной акробатике нет! Категория “взрослые” это от 15 лет. Без ограничений! Вообще, чтобы понять возраст акробатов на взрослых соревнований, просто посмотрите “nominative registraion” на любые крупные соревнования и вы увидите возраст спортсменов в соответствующей графе:
На Кубке Мира в Жешуве (Польша) в 2024 году самая взрослая участница родилась в 1989 году, она из Венгрии, выступает в тройке с партнершами 2001 и 2008 годов рождения.
Самые “главные” соревнования по спортивной акробатике- это Чемпионат Европы, Кубки мира, Чемпионат мира и Всемирные игры. Там могут выступать спортсмены старше 15 лет (или кому исполнится 15 в год проведения соревнований). Сейчас в разных сложнокоординационных видах спорта идет тенденция к повышению возраста допуска ко взрослым соревнованиям (скажем, в прыжках на батуте и фигурном катании это 17 лет), но спортивной акробатики это пока не коснулось. Потому, в 15 лет акробат становится “взрослым”, может подписать контракт с министерством спорта своей страны и вполне легально встать на зарплату, получая стаж и прочие “плюшки”. Чем отличаются правила для “взрослых” от правил для возрастных групп? Главное – в открытой трудности. Соревнуясь в возрастных группах, акробаты имеют лимит трудности, то есть пока вы маленькие, то нечего делать супер сложный контент:)) делайте просто чисто и красиво. Скажем, если вы очень сильная пара и можете выступить с тремя связками с одной рукой – то “по юниорам” вам не дадут этого сделать, потому что одной связкой, которая может стоить, скажем, 110 единиц, вы исчерпаете почти всю допустимую трудность в своей категории (120 единиц).
На пост-советских территориях существуют так называемые “разряды”. 3,2,1 юношеские, где 3-й это самый простой. И 3,2,1 “взрослые” или “спортивные” разряды. Для каждого разряда есть свои правила, обязательные элементы. Соревнования проводятся тоже по этим разрядам. Скадем, 2 и 3 юношеский, как правило, не конкурируют друг с другом (но не всегда!!!). Все разряды до 1-го взрослого (самого сложного) присваиваются на уровне ДЮСШ, а вот начиная с 1-го взрослого привоение осуществляется уже через соответствующий департамент в управлении города. Должен быть издан приказ, подписаны соответствующие бумаги… все серьезно!
После 1-го взрослого разряда идет “КМС” – кандидат в мастера спорта. На этом разряды заканчиваются и начинаются звания. Разряды (включая КМС) нужно подтверждать каждые 2 года, иначе они “сгорают”. Получить и подтвердить разряд можно только на соревнованиях (заняв соответствующее место, при условии что в соревновании принимало участие нужное количество составов). Вот главный документ, описывающий и регулирующий спортивную акробатику в Украине с самого начального уровня подготовки:
СПОРТИВНА АКРОБАТИКА. Навчальна програма для дитячо-юнацьких спортивних шкіл
Стоит заметить, что эта программа с разрядами, потихоньку трансформируется.
На международном уровне существует деление на такие возрастные группы:
11-16 (сейчас международная федерация оставила эту категорию только на континентальных первренствах)
12-18
13-19
Это значит что возраст участников не может быть выше или ниже таких рамок. Скажем, бывает, что очень хорошая верхняя слишком мала по возрасту и ее партнеру уже 18 лет, когда ей всего лишь 11… это значит, что они не могут выступать ни в одной из этих категорий, пока ей не исполнится 15 лет и они смогут соревноваться “по взрослым”. Эту допустимую разницу в возрасте, не превышающую 6 лет, учитывают при формировании составов. Партнеры должны подходить друг другу не только по росто-весовым характеристикам, но еще и по возрасту.
“Чемпионат мира среди юниоров” раньше не проводился. Первый будет в 2024 году в Португалии. Обычно проходят международные ТУРНИРЫ при Чемпионатах мира и Европы. В 2023 году состоялся Чемпионат Европы среди юниоров (13-19 лет). Обычно это 2 никак не связанных между собой мероприятия, проходящие в одном зале, в разное время, н с разными аккредитациями, разными судейскими бригадами.
5. Результаты соревнований
Все наверное в курсе страстей, кипевших на Олимпиаде в Токио, в художественной гимнастике. Эти протоколы рассматривали и обсуждали все, даже далёкие от спорта обыватели. Соревнования давно закончились, а протоколы остались. Как ни крути, но первое место только одно – и спортсмен либо выигрывает соревнования, либо нет. Потому оценки – это очень важно. Вот так выглядит RESULT BOOK Чемпината Мира в Баку 2022 года, там более 100 страниц!
Все результаты бережно хранятся, десятилетиями, вот например на этом сайте:
https://sportsacrobatics.info/results/index.htm
Если у вас есть знакомые акробаты, которые говорят что занимали места на крупных соревнованиях, вы можете найти их тут!
Скажем, Андрей Бондаренко на 21-м Чемпионате Европы в Зеленой Гуре (Польша) в 2003 году взял серебро в составе мужской группы из Украины: (здесь еще старая система оценивания) и серебро на Чемпионате Мира 2004 года во Франции:
Вообще, результаты прошлых лет – очень интересная тема, и я обязательно сделаю большой пост об этом – потому что большинство звезд Du Soleil родом из спортивной акробатики и мне самой было бы интересно узнать в какие годы, в каких составах они соревновались и насколько успешно.
Сейчас данные про каждого спортсмена есть на сайте Международной Федерации Гимнастики, с результатами и краткой информацией, выглядит это так:
6. Что дают соревнования? Деньги? Славу?
Отвечу коротко – и то, и то. На каждых соревнованиях есть “призовые”, плюс премии от государства. В каждой стране они свои и суммы бывают очень интересными! Также, в этом маленьком снобском мире все конечно же хотят тренироваться у “самых лучших”, потому у тренера, воспитавшего чемпионов Мира обязательно будут интересные рабочие предложения, мастер-классы и тд. Соревнования по спортивной акробатике, проводимые FIG или Europeangymnastics – это очень серьезные, международные мероприятия. Это не фестивали, не тематические “междусобойчики”. Потому результаты, полученные на таких соревнованиях -ценятся всю жизнь.
7. Как часто проходят соревнования по спортивной акробатике?
Всемирные Игры – раз в 4 года.
Чемпионаты Мира и Европы раз в 2 года (в один год чемпионат Мира, на следующий – Европы)
Кубки Мира – каждый год обычно 3 этапа, в трех разных странах, в разное время.
Чемпионаты страны, города – по усмотрению местных федераций, как правило, раз в год.
8. Процесс подготовки к соревнованиям – отбор, бумажная работа, тренировки
Здесь попытаюсь вкратце описать что нужно сделать для того, чтобы поехать на соревнования по спортивной акробатике. Начнем с самых крупных: чтобы попасть на Чемпионат Мира – нужно сперва хорошенько повыигрывать у себя дома. Отбор на локальном уровне происходит или по результатам самых крупных национальных соревнований (Скажем, кто выиграл чемпионат страны – тот и едет на Чемпионат Мира) или по рейтингу, который собирается по результатам работы за какое-то время. Предположим, пара акробатов очень хорошо выступали, выиграли пару международных Кубков, но упали на домашнем чемпионате страны – это не обязательно лишит их возможности представлять свою страну на самых крупных соревнованиях. Также существует понятие “тех минимума” – если пара проходит, скажем, по возрасту и считает что готова ехать на Чемпионат Мира с работой на уровне юношеского разряда (пусть с ней они и выиграли свои домашние соревнования) – их могут не допустить.
Чтобы поехать на большинство турниров – “отбираться” специально не нужно! Возможно, вы обращали внимание на слово “открытый” в названиях кубков и первенств, это значит, что присоединиться к этим соревнованиям могут все!
Нужно ли обязательно быть при какой-то ДЮСШ чтобы попасть на соревнования? На небольших соревнованиях – нет, не обязательно. Насколько я знаю, даже на чемпионат страны можно заявиться от клуба, иметь своих спортсменов в сборной команде города или юношеской сборной страны.
Процесс “записи” на соревнования выглядит примерно так:
- Вы увидели что в такие-то числа, в таком-то городе будут проходить соревнования, которые вам показались интересными (или вы просто смотрите что там в календарном плане).
- Вам нужно найти Directives & Forms – это главный документ, где прописано всё: даты опробований, какие возрастные группы соревнуются, будет ли сбавка за рост и ограничение по трудности для юниоров, стоимость entry fee, детали по проживанию и аккредитации.
- Тренер с родительским комитетом считают бюджет – проезд, проживание, стартовые взносы. До “взрослых” – все соревнования оплачивают родители. “По взрослым” – все расходы берет на себя государство, спортсмены стоят обычно на зарплате к тому времени и так, и кроме экипировки, билетов, оплаты гостиницы – получают еще и суточные:))
- На указанный адрес в директивах нужно отправить “предварительную заявку”, обычно это ничего не стоит. В заявке указывается страна, количество составов и их возрастные группы;
- В указанное время нужно пройти “номинативную регистрацию”: кроме того, что на данном этапе оплачивается 100% проживания и стартовых взносов, ничего поменять уже будет нельзя. И если спортсмен по каким-то причинам снимается с соревнований – деньги вам уже никто не вернет.
- В определенное время, указанное в Директивах, нужно будет отправить тарифные листы (о них ниже) с описанием того, что будут делать акробаты и музыку.
- Состав делегации от страны должен включать в себя не только спортсменов и тренеров, но и судью. Нет судьи – будет штраф (обычно это порядка 900 евро с делегации).
- Приехав на соревнования, глава делегации получает на всех аккредитацию. Если соревнования крупные – вас без этой акредитации никуда не пустят. Штраф за потерю бейджика с аккредитацией обычно составляет 150 евро.
- В день приезда, как правило, есть free training, график утверждает организатор соревнований в зависимости от времени прибытия команд.
- Накануне соревнований проходят опробования: появляется график, согласно которому команды разных стран в разное время получают в свое пользование ковры (разминочный и выступательный) и могут проходить свои упражнения под музыку, так, как это будет в этом же зале, на этом же ковре на соревнованиях.
Касательно тренировок перед соревнованиями – конечно, их характер меняется. Новое спортсмены уже не учат, работают часто повторяя композиции, делая много прогонов. Но тут уже у каждого тренера есть своя стратегия, свои секреты.
Еще не написала про лицензию! Для акробатов, соревнующихся на международном уровне, начиная с категории 11-16, лет необходима лицензия международной федерации гимнастики! Она стоит 30 швейцарских франков и ее оформлением обычно занимается домашняя федерация спортсмена. Также для получения лицензии необходимо пройти специальный онлайн курс, посвященный вопросам допинга: https://adel.wada-ama.org/learn
9. Программы, с которой выступают акробаты и тарифные листы (описание)
Главный документ на соревнованиях – это тарифный лист. Это такая “карта” на которой записано всё, что собираются показать акробаты. (сейчас под рукой у меня нет ни одного примера, но выглядит это примерно так:
- элементы идут в четкой последовательности друг за другом, в том порядке, как это указано в тарифном листе;
- засчитаны будут только те элементы и связки, какие указаны в тарфином листе (скажем, в фигурном катании спортсмены могут сами менять очередность прыжков, добавлять новые прыжки, ранее не планировавшиеся в этой программе!)
Составление тарифного листа – это целая наука! Неправильно составленный ТЛ может стоить спортсменам призового места – скажем, сделали все идеально, а оценка низкая. Причина в неправильно оформленном ТЛ… бывает и такое!
Ну и наконец, что именно нужно показать на соревнованиях?
Как вы наверное заметили – соревнования по акробатике длятся несколько дней. Потому что выступают с тремя упражнениями (композициями). Балансовое, динамическое и комбинированное. Обычно 1 день = 1 упражнение. Но не всегда. На Всемирных играх делают все 3 за день.
Обычно оценки за балансовое и динамическое упражнения суммируются и получается общий бал за квалиaфикацию. Согласно этому баллу акробаты проходят или не проходят в финал. Как правило, в финал могут пройти только 8 составов. В финале они выступают с одним, комбинированным, упражнением. Есть примеры, когда акробаты выступают на соревнованиях с одним упражнением и не делают второе- шансов выиграть у них тогда ноль, но зато показать себя, посмотреть как оценивают их работу – всегда полезно!
Балансовое упражнение: состоит из стоек на руках, углов, упоров, всяких затяжек и прочих равновесий. Это пирамиды, всевозможные поддержки и переходы. Балансовые упражнения делают: в руке или руках партнера, в ногах или ноге, на голове (в мужских парах и группах).
В балансовом упражнении должно быть минимум 5 элементов (пять 3-хсекундных удержаний) Также обязательно выполнить хотя бы одну стойка на руках (причем “горизонт” это не стойка).
Темповое упражнение: это там, где выполняются элементы с фазой полета: например, двойные и тройные сальто, винты и так далее. “Запускать” верхнего можно – из “решетки” в группах, с рук, с плеч. Ловить можно также в плечи, в руки, в решетку, в “диван”.
В темповом упражнении должно быть минимум 6 элементов (2 из которых обязательно должны быть ловлей).
В комбинированном упражнении должны быть как балансовые, так и темповые элементы. Нужно выполнить минимум 3 таких и 3 таких. С учетом спецтребований и в темповых и в балансовых комбинациях.
На большинстве соревнований оценки, полученные в квалификации, обнуляются и финал идет “с нуля”, но на Чемпионате Европы, чтобы выграть “абсолютку”, нужно наибольшую сумму за все три упражнения. Также на Чемпионате Европы идет отдельный розыгрыш медалей в балансовом и темповом упражнениях. То есть можно выиграть в абсолюте (все 3) и еще по финалу в балансе и темпе и уехать с тремя медалями:)
Продолжительность упражнений строго регламентирована: 2,5 и 2 минуты. Каждая лишняя секунда наказывается.
10. Костюмы для соревнований, музыка
Касательно костюмов в спортивной акробатике существуют очень конкретные правила, сокращая полет фантазии до минимума:) Потому костюмы кажутся такими однотипными. Девушкам можно выступать в купальнике или в комбинезоне. Парни выступают в брюках или шортах. Существуют очень конкретные правила касательно “закрытости” купальников, длинны юбки и тд. Костюмы для выступлений купить в готовом виде невозможно. Это все уникальные, штучные экземпляры, которые шьются вручную конкретно под спортсменов. Обычно тренер озвучивает идею швее и вместе они что-то придумывают – сперва это эскиз, потом примерки. Костюма хватает обычно на несколько лет. В области пошива костюмов есть свои специалисты, известные в узких кругах, к ним все и обращаются.
Касательно музыки особых требований нет. Понятно, что там не должно быть ненормативной лексики. Какое-то время назад было ограничение на музыку со словами, но сейчас его сняли.
…. вроде всё, но это не точно! Я буду обновлять и “причёсывать” эту статью еще очень долго! :)))
Пожалуйста, задавайте вопросы в комментариях!
Ольга Яценко (с) 2024
Стойка на руках как конструктор -бесплатный учебник по стойкам на руках
https://www.instagram.com/sinyinversion_yoga/
.