На прошлой неделе опубликовала ролик с необычными витражами на Васильевском острове, которые разделяют парадную и черную лестницы. Как оказалось, увидеть их - настоящий подарок судьбы.
Зайти сюда мне посчастливилось совершенно случайно - внутри делали лифт. Пока тихо наверху фотографировала витражи, услышала как внизу щёлкнула дверь. На площадку первого этажа вышла жительница дома и обратилась к рабочим:
- Вы так долго работаете. Может быть, чаю? Надо же и отдохнуть...
Приятное. Петербургское...
Запретный плод сладок
Но тут на днях мне написали единомышленники в Телеграм, которые рассказали, что попасть сюда непросто. Обычно у входа в парадную бдит вахтерша. У нее есть сменщица. Контролируют входящих дамы даже в ночное время. И стоит ли говорить – посторонних не жалуют.
Пускают максимум до первого этажа, а потом еще и интересуются - зачем это гости фотографируют лестницу?
Когда узнаешь, насколько сошлись звезды в минуту, когда решила зайти внутрь, - начинаешь верить в чудеса. Но этот дом - сам по себе чудо. Благодаря кому же он появился?
Кто хозяин?
Это доходный дом купца Павла Разживина. Известно, что некогда он торговал на Большом проспекте Васильевского острова инструментами. Перед революцией, в 1917 году, он же торговал железом (как сообщает нам «Весь Петербург»).
Недалеко от точки продаж наш герой решил построить доходный дом - очень прибыльное дело в начале ХХ века (да что уж говорить - и в наши дни тоже). Здание было построено в модном стиле модерн в 1908 году. Автором выступил известный нам архитектор Василий Шауб.
Дореволюционная «Пятерка»
Первый этаж был спроектирован специально для магазинов. Одно из помещений занял трактир «Пятерка», который находился здесь еще в XIX веке – он старше самого дома. Трактир работал здесь до самой революции.
Внутри дом довольно скромен. Но это если не учитывать упомянутые выше витражи. Они выполнены на матовом стекле и изображают длинные узкие листья и стебли, а также цветы рогоза.
Во время Первой мировой войны в квартире №25 располагался лазарет для раненных. Его организовало благотворительное общество при Андреевском соборе. Кстати, один из офисов продаж Разживина находился как раз в доме, принадлежащем Андреевскому собору. По некоторым данным, наш купец был одним из членов этого благотворительного общества.
О жильцах дома практически ничего неизвестно. До 1916 года это был адрес архитектора, графика Мирона Рославлева. Номер квартиры, увы, не сохранился.
Дом Разживина в 2001 году был включен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
📍Адрес: 5-я линия ВО, 44
Благодарю за ваше время и внимание. Подписывайтесь на канал – здесь я буду показывать и другие скрытые от глаз прохожих местечки Петербурга. Делитесь в комментариях своими находками в городе!
Жемчужиной Васильевского острова называют дом Соловейчик. Но это скорее про парадную, а не про само здание. Ведь лестница таится в доме, который своим видом никак не выдает сокровище внутри...