Найти тему

Головоломка 2 (2024): всё у тебя в голове. Рецензия

https://www.kinonews.ru/news_125129/
https://www.kinonews.ru/news_125129/

И не счесть, сколько было уже фильмов, посвящённых поиску себя и сколь из них берут за основу конфликт человека с обществом. Фильмов о том, как окружающая действительность навязывает нам свои идеалы и как герой, не похожий на других, всеми силами пытается подстроиться под эту традиционную систему. По канону жанра, опять-таки, важно, чтобы в конце герой принял свою непохожесть и дал отпор загнившей социальной среде.

Как бы ни ощущался фильм Барби, поднимающий актуальную для многих проблему неравенства, это всё равно очень типичная история. Герой в попытке достичь идеала, навязанного обществом, начинает принимать себя и в итоге кричит со сцены актового зала: «Будь собой! Будь уникальной! И я такая, какая есть!». Не раз это клише встречалось в подростковых комедиях о школе, и хорошие фильмы из этой серии могут даже затронуть тему того, что всё начинается с тебя. Ведь, как гласит истина, лишь не потеряв себя, можно обрести счастье. Фильмы же качества пониже провозглашают, что это вина общества, требующего от героя идеала. Вывод напрашивается сам собой: кто-то точно виноват, и это точно не ты сам.

Мультфильм же Pixar делает «прорыв»: за основу берётся не конфликт между человеком и обществом, а конфликт человека с самим собой. Что в первой, что во второй части «Головоломки» основой конфликта служит кризисная ситуация: в первой это был переезд, в то время как во второй – переход в старшую школу. Всё начинается с того, как главная героиня узнаёт, что её подруги не смогут продолжит учиться с ней. Девочка становится перед выбором: провести классно три дня с лучшими друзьями или же потратить время для обретения новых связей, чтобы в старшей школе не стать «белой вороной».

Меж тем в головном отделе появляются новые «более сложные» эмоции: Тревожность, Скука, Стыд и Зависть. Это связано с началом пубертата, из-за которого Райли плохо контролирует свои эмоции, постоянно накручивает себя и при этом стремится к познанию себя. Оттого-то вместе с Тревожностью в воображении всё время рисуются фантастичные ситуации провала, а ребёнок, живущий одним днём, превращается в подростка, постоянно загоняющего себя вопросами о будущем.

Важно отметить, что, несмотря на сюжетный конфликт Тревожности и Радости, противопоставленных друг другу как будущее и прошлое, всё происходит в голове Райли. Это её внутренний конфликт, который важно проанализировать, - так мы понимаем, какие процессы происходят в её сознании во время сюжета. Главная героиня сама «подавляет» свои старые эмоции, идя на поводу у Тревожности, поэтому неправильно делить их на «плохих» и «хороших». Поэтому именно Райли, становясь жертвой собственных переживаний и страха остаться в одиночестве и не добиться успеха, позволяет эмоциям управлять собой.

Однако можно ли сказать, что до этого Райли как-то сама управляла эмоциями? В начале мы видим: Радость сама решает, какие воспоминания для Райли важнее, и выбрасывает «неподходящие». Несмотря на то, что Радость и Тревожность стоят в оппозиции, они поступают совершенно одинаково: стараясь помочь девочке, они делают только хуже. «Не нам решать, какой должна быть Райли» - говорит Радость Тревожности, и это становится открытием для обеих эмоций, а также потрясающим сюжетным ходом.

Самосознание Райли проходит три стадии. Первая – сотканная из положительных черт и эмоций, представляющая собой детский взгляд на мир. Есть хорошо и есть плохо. От этого и звучит рефреном фраза: «Я хороший человек». Девизом второй стадии становится: «У меня нет другого выбора». Несмотря на то, что первая звучит более альтруистично, открыто, а вторая - эгоистично, настороженно, тревожно, они обе часть Райли, а значит, любого человека. Поэтому третья стадия позволяет стать им более многогранными, объединяясь во множество противоположных фраз: «Я эгоистка», «Я хороший человек»; «Я злюсь»; «Я хочу нравиться другим, но хочу быть и самой собой».

Это осознание собственной противоречивости приходит со взрослением. Если бы было только хорошо и плохо, то мир был бы слишком однозначен. К слову, как и сам мир, мультфильм Pixar нельзя рассматривать однозначно.

Фраза: «Не нам решать, какой должна быть Райли» - становится основным посылом мультфильма. Ранее эта мысль уже звучала: в современном мире она не нова, хотя и вечна, и всегда актуальна. Это можно сказать и родителям, которые хотят многого от своего ребёнка, и патриархальному обществу, диктующему свои законы. Однако почему-то мы часто забываем о том, что это важно говорить и самим себе. Любой человек соткан из ошибок и достоинств, из успехов и поражений, из вовремя испытанных эмоций и не вовремя. Важно давать себе адекватную оценку, но не надо забывать, что без этого «мы бы были бы не мы», как и «Райли не была бы Райли». Создавая новое древо самосознания, сотканного из «правильного» и «неправильного», Райли обретает и принимает саму себя. Она перестаёт быть заложником собственных эмоций, учится их контролировать и выражать в нужный момент. Только в работе над самим собой возможно стать лучше и, уж тем более, сделать мир вокруг прекраснее.

Кроме того, одним из достоинств мультфильма является отсутствие конфликта со средой. Как и в первой части, во второй проблема сосредоточена в самой Райли и идёт от её собственного восприятия окружающей реальности. Когда в конце Тревожность вновь начинает переживать о будущем и создавать в воображении ужасные картины, Радость говорит о том, что на это невозможно повлиять и лучше подумать о том, на что ещё можно. Важен посыл того, что всё идёт, в первую очередь, из нашей головы. Только изменив отношение к ситуации, мы можем на неё повлиять.

P.s. Учитывая, сколько натворила Райли за это время и как в итоге всё вышло... Думаю, что лучшего позитивного примера уже не будет :D.

Поэтому я очень рекомендую сходить на этот мультфильм и во время просмотра не забывать, что происходящее внутри – это часть самой Райли. Эта картина о важности каждой эмоции и умении ими управлять; о принятии и любви к себе, какие бы постыдные вещи вы ни совершали. Ведь учиться на ошибках – это часть взросления. Важно работать над ними, ведь от самобичевания лучше всё равно не станет. Мы все бываем эгоистичны, говорим вещи невпопад, пытаемся нравиться другим и совершаем глупости. Мы все хотим быть хорошими людьми. И ваши люди вас всегда обязательно примут и поддержат.