Давайте немного порассуждаем на тему, как сам Пушкин относился к своему герою (с точки зрения дилетантов, конечно).
В первой главе (как известно, в свое время роман печатался отдельными главами, по мере написания) Онегин перед читателем предстает романтически разочарованным в жизни, «угрюмым» денди. Автор сочувствует герою, объявляет его своим приятелем:
«Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас».
Но уже во второй главе авторская судьба перестала совпадать с онегинской. Теперь лишь простоватые провинциальные помещики, соседи Онегина по имению, смотрят на него как на опасного вольнодумца.
Автор относится к Евгению иначе, все более трезво. Какой же он вольнодумец? Он просто «добрый малый». Что же романтичного в его «скучающей лени»? Она указывает не столько на разочарованность в этом неправильном мире, сколько на банальную «душевную пустоту». Такой (обычный) герой не мог стоять в центре романтической поэмы, не мог служить «литературным зеркалом», отражающим образ самого поэта.
Интересный момент! Чем спокойнее, ироничнее относится автор к Евгению, чем восторженнее воспринимает его Татьяна, внимательная читательница любовных романов. Ведь она глядит на все через призму прочитанных книжек и хочет разглядеть в Евгении черты самых положительных и обожаемых ею персонажей.
Ларина посылает Онегину письмо и, естественно, ждет, что Евгений поступит как истинный герой романа: или «положительный» («ангел-хранитель»), или «отрицательный» («коварный искуситель») – это не столь уж важно.
Однако Евгений ведет себя отнюдь не как литературный герой, а как благородный светский человек, аристократ – не меньше, но и не больше. Во время свидания в саду вежливо и даже ласково, но все же охлаждает пыл девушки. И впоследствии – именно как светский человек – Онегин будет дразнить своего задушевного друга Ленского, разыгрывая мнимое увлечение его невестой. Как светский человек хладнокровно примет вызов на дуэль. И в конце концов убьет друга, следуя законам своего окружения.
Именно светское начало торжествует в Онегине, который вроде бы так презирал большой свет… И не случайно влюбленная Татьяна вопрошает: «Уж не пародия ли он?»
Ее взгляд во второй половине романа приближается к пушкинской точке зрения. Это значит, что именно она по праву становится истинной героиней романа (так в «Бахчисарайском фонтане» женские образы Марии и Заремы затмили Гирея). Ее сердечность противопоставляется онегинской «пустоте».
Татьяна, выданная замуж за «важного генерала», прошедшая «школу чувств», давно уже превратилась в блестящую светскую даму, не утратив при этом свои лучшие черты. Многое пришлось испытать и Онегину. Он совершил важное для его судьбы путешествие по России.
Случайно повстречав Татьяну на светском рауте, Евгений влюбляется без ума – как сама Татьяна некогда влюбилась в него. И так же пишет ей любовное письмо. Теперь персонажи будто бы поменялись местами. А содержание семи глав в сжатом виде зеркально повторяется в восьмой главе. Теперь Онегину предстоит выслушать отповедь:
«Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
И никому неизвестно, как это любовное потрясение повлияло (и повлияло ли вообще) на внутренний мир Евгения... Автор не дает нам однозначного ответа. Тем лучше, есть над чем подумать.