Найти тему
Людмила Мазур

ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ.

Эволюция паспарту фотографий М.П.Мазура: от компаньона-фотографа до Поставщика Высочайшего Двора.

В 1904 году Михаил Павлович Мазур, известный севастопольский фотограф, был удостоен звания «Поставщик двора Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича». И с тех пор на его фирменных бланках-паспарту, оформлявших фотоснимки, появилась надпись: «Придворный фотограф М.П.Мазур». Это стало событием не только для мастера, но и для жителей Севастополя, которые с тех пор стремились сниматься только в его ателье.

В этой статье я рассматриваю эволюцию оформления бланков фотографий Мазура с конца XIX до начала XX века: от того времени, когда он еще не работал в одиночку, до весьма успешной самостоятельной деятельности. От компаньона-фотографа до Поставщика Высочайшего Двора.

Поставщики Высочайшего Двора.

Что же такое «Поставщик высочайшего Двора»? Во-первых, это звание, присуждаемое самым выдающимся предпринимателям царской России рубежа XIX-XX веков. Во-вторых, это одна из высших наград от главы государства. В-третьих, привилегия поставлять свои товары и услуги на самый высокий уровень. В-четвертых, знак высочайшего качества производства в царской России. И наконец, он является предшественником и прообразом советского «Знака качества». Он также служил поощрению стремления производителей к качеству товаров и услуг.

Коснемся истории происхождения и функционирования этого звания в России.

«В марте 1856 г. было «Высочайше повелено» принять за правило, что изображение государственного герба на вывесках будет предоставлено только фабрикам, художникам, ремесленникам и поставщикам государя императора и государыни императрицы. Поставщикам XIX - XX вв. великих князей и великих княгинь надлежало иметь на вывеске государственный герб с изображением имен (инициалов) великокняжеских высочеств, но с особого на то разрешения государя императора.

В 1862 году министр финансов в переписке с министром императорского двора напоминает, что «право употребления на вывесках и изделиях государственного герба есть одна из высших наград, представленных на основании статьи 205 Устава промышленности. По мануфактурным выставкам, за изделия превосходного качества, при обширном и вполне рациональном устройстве самих заведений».

В том же 1862 г. определено, что «по принятому с Министерством Императорского двора порядку, употребление государственного орла на вывесках и изделиях разрешается фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли предметы к Высочайшему двору, или исполняли заказы для Двора в течение 8-ми или 10-ти лет. Дозволение дается только на личность.

Форма знака поставщика Высочайшего и великокняжеских дворов была утверждена в 1856 г. В 1901 году было утверждено новое изображение знака. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус «поставщика: «Высочайшего двора», «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы Александры Федоровны» или великих князей и княгинь. Также указывался год присвоения звания. Выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского двора с цветным изображением знака.

-2

Звание придворного поставщика считалось самым почетным и уважаемым у деятелей промышленности и торговли. Присваивалось оно дважды в год, на Рождество и Пасху. По прошению самих фирм. Канцелярия Министерства двора проверяла сведения о поставках.

В 1884 г. правила для получения звания поставщика Высочайшего двора были распространены и на поставщиков Великокняжеских дворов.

В 1909 г. в переписке Канцелярии Императорского двора отмечалось, что «относительно иностранцев, правила пожаловании звания поставщика Высочайшего двора не соблюдается по всей строгости». Иностранным фирмам звание присваивалось за одномоментные работы, а не за поставки в течение 8-10 лет». [1].

Фотографы царской России, удостоенные этого высокого звания и награды, сразу же размещали на картонных бланках своих фотографий изображения установленного образца: для императорского двора – с гербом, для великокняжеских дворов – с инициалами великого князя или княгини.

Паспарту - особый вид искусства.

Фотографический бланк — это «послужной список» фотографа и особый мир, со своим языком и символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты. Здесь все подчинено строгим правилам, все узаконено, причем, в полном смысле этого слова.

Например, разрешение поместить на бланке изображение государственного герба надо было заслужить "особо полезным трудом для общества", оно было особенно почетно и давалось редко. Это была отдельная награда, такое право предоставлялось специальным документом. Наличие герба на обороте – это была ОЧЕНЬ большая заслуга владельцев ателье. Для этого нужно было и прошение писать, и его рассматривал не один человек, а несколько инстанций. И только, когда Государь Император подписывал его, только тогда предоставлялось право использовать герб на паспарту. В то же время, наличие герба на обороте не означало, что фотограф сделал что-то для императора. Тогда у нас было много учреждений императорских: например, императорский театр, императорский музей.

Это разрешение предоставляло право участвовать во всех мануфактурных выставках и поставлять товар царскому двору. Медали, помещенные на бланках, рассказывают о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился. Выставки были самые разнообразные - всемирные, международные, политехнические, мануфактурные, сельскохозяйственные, фотографические.

Бланки придавали фотографии изящный вид и служили ее сохранности, одновременно был носителем информации и важным элементом оформления. Бланки-паспарту, размером чуть больше фотографии, изготовленные из твердого бристольского картона, менялись вместе с совершенствованием мастера. М.П. Мазур заказывал бланки в различных типографиях, часто - в Одессе, в литографии купца И. Покорного.

Картонный бланк был неотъемлемой частью фотографии вплоть до 1920-х годов. Там были изображены фирменные факсимиле, указаны звания фотографа, город. На обратной стороне - красивые картинки, медали с изображением легендарных основателей фотографии, и другая «атрибуция». Оказывается, в 1865 году вышел Указ о типографиях-фотографиях о том, что на оборотной стороне карточки необходимо размещать фамилию владельца и адрес фирмы. Те снимки, где этого нет, называются «глухие фотографии», обезличенные, то есть владельцы ателье нарушали закон.

Почти на всех паспарту мы видим медальоны с профилем отцов фотоискусства - Дагерра, Ньепса и Тальбота. Они использовались в рекламных целях. Не очень просвещенная публика того периода считала, что это означает какие-то достижения фотографа, поэтому нужно прийти и сняться именно у этого мастера. Медали с изображением отцов-основателей размещали тогда почти все фотографы. За этот рекламный ход не было наказания, в отличие от того, чтобы разместить на отпечатке государственный герб.

В 1910-е гг. производство бланков пошло на убыль, исчез роскошный бристольский картон: вместо него уже использовались сорта дешевой бумаги. Искусство фотографического бланка стало угасать и постепенно исчезло.

Эволюция паспарту фотографий М.П.Мазура.

Интересно проследить как изменялись паспарту фотографий Мазура в связи с тем, что он намеревался стать «Поставщиком Великокняжеского Двора».

Известно, что с 1900 года фотограф стал работать самостоятельно, закончив сотрудничество со своим многолетним партнёром Михаилом Протопоповым. Об этом Михаил Павлович поместил объявление в газете «Крымский вестник» в марте: «Имею честь довести до сведения публики, что с 19 марта по независящим от меня причинам я вынужден был внезапно сложить с себя обязанности компаньона-фотографа, а равно всякое участие в приёме и выполнении фотографических работ в фотографии М. Протопопова, компаньоном и фотографом которой я был со дня открытия». [2].

На фото – Леонид, первый сын Мазура, 1896 года рождения. Фото М.П.Мазура, сделанное в «Художественной фотографии М. Протопопова». Из семейного архива.
На фото – Леонид, первый сын Мазура, 1896 года рождения. Фото М.П.Мазура, сделанное в «Художественной фотографии М. Протопопова». Из семейного архива.

Так как Михаил Павлович участвовал в «выполнении фотографических работ» в мастерской Протопопова, у него не было своего собственного логотипа, а на фотографиях фамилия автора не указывалась. После выхода из статуса «компаньона-фотографа» Мазур стал разрабатывать паспарту с собственным именем. Ниже – редко встречающееся горизонтальное паспарту. Здесь уже есть название «Фотография М.П.Мазур», но нет еще адреса. Примечателен и знак в левом верхнем углу: корона и герб с изящно переплетенными буквами ММ - инициалами: Михаил Мазур. Видимо, он уже тогда искал эскиз фамильного герба и затевал сотрудничество с императорской семьей. Также на медалях изображение изобретателей фотографии: Дагерра, Ньепса, Тальбота.

-4

Чтобы начать самостоятельную деятельность, Мазур написал прошение на имя контр-адмирала Федосьева и 25 марта того же года получил разрешение, подтверждённое Свидетельством за номером 1119, подписанное севастопольским градоначальником.

-5

СВИДЕТЕЛЬСТВО.

Дано сие за подписью и печатью севастопольскому мещанину Михаилу Павлову Мазуру в том, что ему разрешается открыть в Севастополе по Большой Морской улице в доме Осипа Бурназа фотографию, с тем чтобы он в точности выполнял существующие и впредь могущие последовать по сему предмету правила. Гербовый сбор уплачен.

Градоначальник Контр-Адмирал Федосьев [3].

С конца марта – начала апреля 1900 года Михаил Павлович начал работать под собственным именем. На паспарту его фотографий появилось название его ателье: «Фотография М.П. Мазур в Севастополе» Б. Морская, дом Бурназа.

-6

Как видно из «Свидетельства» и указания на паспарту, фотография располагалась в доме мецената Осипа Бурназа, который значился под номером 12. Дом был огромный, кроме фотоателье там размещалось еще множество магазинов, мастерских, а также типография и другие заведения. «Но главное – возле дома был трамвайный разъезд, то есть остановка трамвая» [4]. Одним словом, место было бойкое и для предпринимательства весьма удобное.

Сдавались также и квартиры для проживания. Вероятнее всего, семья Мазура и жила там до 1904 года, пока Михаил Павлович не обзавелся «специально построенным для фотографии домом», как говорил он сам, по адресу Большая Морская, 25, почти напротив дома Бурназа на противоположной стороне улицы, на пересечении с Почтовой.

Но это случилось уже после присвоения ему звания «Придворный фотограф», а до этого размещать знак на паспарту было запрещено. Но часто фотографы нарушали это правило, печатая знак на паспарту, чтобы привлечь в свои мастерские публику.

Вот один из таких примеров. Здесь есть уже адрес: Большая Морская. Но нет указания на дом Бурназа. Возможно, ателье Мазура переехало в бывшую мастерскую М.Н.Протопопова в дом 18. Как писал Евгений Чверткин, «фотография «Товарищество» располагалась на Большой Морской, 18, и работала до 1914 года. «Эта фотография либо сменила фотографию М.Н.Протопопова, либо вообще заменила ее» [4]. Названия «Товарищество» нет ни на одном известном нам паспарту Мазура. Видимо, это была правовая форма артели, но все снимки Мазур печатал на именном бланке.

-7

Но самым примечательным на обороте паспарту был, конечно, не адрес, а знак Поставщика Великокняжеского Двора с двумя переплетенными буквами ММ! Что это за буквы? Если вспомнить правила оформления знака Поставщика, внутри должны были располагаться инициалы Великих Князей или Княжон, или Императрицы. А рядом со знаком – подпись, кому принадлежат эти буквы. И этот знак имели право ставить только те поставщики, которые были официально назначены на эту должность соответствующим указом. Мазур Михаил Павлович пока не был удостоен этого звания, но мечта уже зародилась. И он поместил свои инициалы на знак!

На лицевой стороне – герб с изображением грифонов – символа древнего Херсонеса, колыбели Севастополя. Внутри круга – инициалы ММ.

-8

Такой фокус проделывал не только прадед. Его друг и кум, известный симферопольский фотограф греческого происхождения, Константин Васили, тоже печатал на своих бланках знак «Поставщика Великокняжеского Двора» с собственными инициалами.

-9
На фото слева сидит кондитер Отто Кроншевский, поставщик Высочайшего двора и владелец лучшего кафе в Севастополе на Нахимовском проспекте, дом 3 - «Кондитерская Кроншевского» [5]. В «Алфавите поставщиков Высочайшего двора» его товар значился как «булки». Присвоено ему звание 04.06.1910. Рядом сидит начальник тюрьмы. Сзади стоит фотограф Константин Георгиевич Васили, владелец «Специального ателье портретов в Симферополе», удостоенный множества наград на выставках в Брюсселе (золотая медаль), Симферополе, Ростове-на-Дону. Рядом стоит в профиль – Михаил Павлович Мазур.
На фото слева сидит кондитер Отто Кроншевский, поставщик Высочайшего двора и владелец лучшего кафе в Севастополе на Нахимовском проспекте, дом 3 - «Кондитерская Кроншевского» [5]. В «Алфавите поставщиков Высочайшего двора» его товар значился как «булки». Присвоено ему звание 04.06.1910. Рядом сидит начальник тюрьмы. Сзади стоит фотограф Константин Георгиевич Васили, владелец «Специального ателье портретов в Симферополе», удостоенный множества наград на выставках в Брюсселе (золотая медаль), Симферополе, Ростове-на-Дону. Рядом стоит в профиль – Михаил Павлович Мазур.

Примечательно, что на этом паспарту не знак Поставщика, а подобие фамильного герба с инициалами КВ (Константин Васили) так же, как у Мазура - с короной. Это паспарту интересно и тем, что на нем – целая коллекция наград и заслуг автора. Но не все медали, изображенные здесь, являются знаками отличия. В нижней части паспарту изображены в разных вариантах медали с профилями отцов-основателей светописи, как называлась фотография изначально. Но мы уже знаем, что публика принимала их также за награды и предпочитала сниматься у этого заслуженного мастера.

Что же нужно было сделать, чтобы получить это звание?

Для предоставления звания поставщика Высочайшего двора требовалось соблюдение следующих условий:

1) Испрошение на это высочайшего разрешения.

2) Исполнение поставок или работ для потребностей Высочайшего двора.

3) Непрерывность поставок или работ.

4) Известная продолжительность их в течение не менее 8-10 лет.

5) Производство поставок или работ непосредственно лицом, ходатайствующим о получении звания.

6) Производство поставки по преимуществу из предметов собственного производства или изделий собственных фабрик, мастерских и заводов.

7) Успешность поставок или работ, то есть исправное, добросовестное, по сравнительно малым ценам исполнение заказов, засвидетельствованное начальством соответствующего установления.

8) Звание предоставляется лишь на время производства работ или поставок ко Двору.

9) Звание жалуется владельцам и собственникам торговых заведений, мастерских, фабрик, заводов, а не фирмам и переходит к наследникам или новым владельцам торгового дома или фирмам не иначе, как с Высочайшего каждый раз соизволения. [6].

Испрошение Высочайшего разрешения.

Некоторые из таких прошений – великолепные образцы аргументации и мотивации! Вот так, например, один из московских фабрикантов писал главе Министерства императорского двора, князю Петру Михайловичу Волконскому: «Имея счастие неоднократно исполнять поручения Вашей Светлости изготовлением на моей фабрике разных материй для Высочайшего Двора, покорнейше прошу Вашу Светлость исходатайствовать мне у Государя Императора звание придворного поставщика изделий моей фабрики, с правом иметь как на изделиях, так и фабрике Российский Герб. Этим самым, не только сделаете для меня величайшее благо, но и усугубите старание к улучшению изделий».

Удостоен награды Его Императорского Высочества.

Летом 1900 года Михаил Павлович уже работал самостоятельно. Кроме основного заработка в ателье, у еще имелось свое местечко для фотографирования отдыхающих на «Примбуле» - так называют севастопольцы Приморский бульвар. И вот именно в это время ему посчастливилось сделать удачные снимки Великого Князя Александра Михайловича Романова, который отдыхал с семьей в Крыму. Там они и познакомились, подружились, а позже духовно породнились. Великий Князь не только оценил талант фотографа, но наградил его за достойное «исполнение работ» и предложил, вероятно, написать прошение на имя Императора о присвоении звания Поставщика его собственного двора.

«За исполнение работ удостоен награды Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича» - сразу же запечатлел на паспарту довольный предприниматель. И поместил там же Знак поставщика с инициалами А.М., хотя еще не был официально удостоен звания. Таких паспарту в то время появилось несколько вариантов. Главное их отличие в том, что на них помещен Знак Поставщика. Но нет еще подписи «Придворный фотограф», которая появилась в 1904 году после официального присвоения высокого звания.

-11

Все подобные паспарту можно датировать от 1900 до 1904 года. Но самое интересное из них то, где в руках у девушки – знак Поставщика с инициалами самого фотографа: М.П.М.

-12

Такая реклама, несомненно, способствовала расширению бизнеса, и в ноябре 1900 г. в газете «Крымский вестник» появилась реклама фотомастерской: «Новая фотография М. П. Мазура доводит до сведения публики, что, работая в течение семи месяцев, зарекомендовала себя аккуратным и добросовестным исполнением фотографических работ. Фотография выполняет портреты, группы, снимки помещений, копии картин, гравюр, планов. Снимки производятся лично мною, ретушь поручена известному ретушёру и акварелисту И. А. Копейкину. Всем учебным заведениям делается скидка. От любителей-фотографов принимаются проявление и исправление негативов и позитивов. Фотография открыта ежедневно от 9 часов утра до 6 часов вечера». [7].

М. П. Мазур с 1901 г. состоял действительным членом Русского фотографического общества.

Благодарность и драгоценный подарок от Императора.

В 1902 году на паспарту снимков Мазура появилась загадочная надпись «Фотограф М.П.Мазур в Севастополе удостоен высочайшей Его Императорского Величества Государя Императора Николая II благодарности и подарка». Оказалось, что «почётных званий М. П. Мазур был удостоен, так как, кроме выполнения портретной съёмки в ателье, он работал как фоторепортёр, проводил съёмки важных событий в истории города.

8 (20) сентября 1902 г. Михаил Павлович снимал торжественную церемонию открытия на Альминском поле памятника Владимирскому пехотному полку, отличившемуся в Альминском сражении 8 (20) сентября 1854 г. В ноябре 1902 г. газета «Крымский вестник» поместила следующее сообщение: «Высочайше пожалован севастопольскому фотографу М. П. Мазуру за поднесение альбома «Открытие памятника Владимирцам, павшим в сражении на р. Альма» серебряный портсигар, украшенный золотым государственным гербом и драгоценными камнями» [8].

-13

Церемония открытия памятника на Альминском поле в 1902 году – это одно из многочисленных событий в плане специального Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, председателем которого был Великий Князь Александр Михайлович. Не удивительно, что всю фотосъемку этих мероприятий осуществлял Михаил Павлович, будучи практически личным фотографом Князя.

Великий Князь стал инициатором постройки Панорамы обороны Севастополя. В 1905 году М. П. Мазур выполнил снимки живописного полотна панорамы Ф. А. Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.», изданные затем в виде буклета. «Поступили в продажу снимки панорамы в альбомах ценою в 25 копеек, 90 копеек и 8 рублей. Продаются при панораме обороны и в фотографии Мазура, в книжном магазине Вязнова и на бульваре в киоске. Издатель — фотограф М. Мазур», — сообщала городская газета в апреле 1907 г. [9].

В августе 1909 г. М. П. Мазур снимал торжественное открытие памятника Э. И. Тотлебену на Историческом бульваре. На открытии присутствовал сын Тотлебена — флигель-адъютант Н. Э. Тотлебен, командование флота и крепости, ветераны обороны, делегации полков, участвовавших в обороне Севастополя, делегация от города. После освящения памятника и возложения венков и цветов прошёл парад войск и воспитанников и воспитанниц севастопольских средних учебных заведений города. Фотографии Мазура, запечатлевшие различные моменты церемонии, вошли в альбом «Торжество открытия памятника графу Тотлебену на Историческом бульваре в Севастополе 5 августа 1909 года».

«Придворный фотограф» за 4 года вместо 8-10 лет!

Все эти заслуги, талант и трудолюбие мастера Мазура послужили тому, что вопреки строгим правилам присвоения звания «Поставщика Высочайшего Двора», фотограф получил его горазда быстрее, чем было принято.

В марте 1904 г. в «Крымском вестнике» было опубликована информация о том, что М. П. Мазуру присвоено звание «Поставщика двора Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича» с правом иметь на вывеске вензелевое изображение имени великого князя» [10].

И вот уже на паспарту фотографий Мазура вполне официально появился не только знак Поставщика с инициалами А.М., но и подпись «Придворный фотограф» или «Фотограф Двора Его Высочества Великого Князя Александра Михайловича».

-14
-15

«На их лицевой стороне внизу были помещены изображение мантии с вензелем великого князя Александра Михайловича («А. М.») и текст: «Придворный фотограф М. Мазур. Севастополь». Оборотная сторона паспарту оформлялась по-разному. На одних было изображение изогнутого цветка, мантии с вензелем «А. М.», вокруг мантии текст: «Придворный фотограф Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича», ниже текст: «Мазур в Севастополе. Удостоен Высочайшей Его Императорского Величества государя императора Николая II благодарности и подарка». Внизу надпись: «Негативы сохраняются». На другом типе паспарту была изображена палитра с кистями, медали, мантия с вензелем «А. М.». [11].

-16
-17

Это произошло в 1904 году, богатом на добрые события в семье Мазуров. Они вселились в собственный дом на Большой Морской, 25. Об этом, конечно же, было напечатано на паспарту: «Придворный фотограф Его Высочества Великого Князя Александра Михайловича М.П.Мазур в Севастополе. Б.Морская, № 25, собств. дом». Позже на этом бланке, выполненном в виде синего или черного штампа, появился и номер телефона, что было большой редкостью и привилегией. В Севастопольской системе телефонной связи в начале века было всего 300 номеров, у Мазура был № 269. Бланки с указанием номера телефона появились не позже 1906 года.

-18

А 25 декабря того года Его Высочество стал крестным отцом пятого сына своего придворного фотографа, названного в честь своего восприемника Александром Михайловичем.

Если вспомнить, что почетное звание присваивалось дважды в год, на Рождество и Пасху, то оба праздника в семье Мазура были дважды знаменательны: на Пасху Михаил Павлович Мазур стал придворным фотографом Великого Князя, а на Рождество – его кумом.

Отец-основатель светописи.

Я не раз убеждалась, что мой прадед не был чужд розыгрышей и остроумных рекламных ходов. На фотографиях из нашего семейного архива Михаил Павлович почти всегда сидит или стоит боком. Была у него такая «причуда». Мы никак понять не могли, почему он всегда фотографировался в профиль? Возможно, он хотел выглядеть, как на медалях отцов-основателей светописи?

«За долгую карьеру Михаил Павлович использовал много разных паспарту. Почти все их рисунки сделаны в стиле модерн, хотя на одном прямо-таки барочные рокайли. Мне понравилось, что на одном из паспарту рядом с медальонами с именами легендарных основателей фотографии – Дагерра, Ньепса и Тальбота – Мазур «скромно» поместил четвёртый со своей фамилией» [12].

-19

На этих медальонах изображены лицевые стороны с портретами в профиль и оборотные – с фамилиями легендарных отцов-основателей светописи на латинице: Niepce, Talbot, Daguere. И есть еще один, на русском языке – с фамилией: Мазуръ. Но, к сожалению, нет изображения еще одной, не менее легендарной, личности.

Я решила исправить этот недочет и размещаю для вас эскиз медальона и портретом Мазура. Ему было бы приятно, думаю.

-20

Источники и литература.

1. Скурлов В.В., Иванов А.Н. Поставщики Высочайшего двора. «Антикварное Обозрение», 2002.

2. Крымский вестник. 1900. 22 марта.

3. Свидетельство о разрешении фотографу М. П. Мазуру открыть фотографию в Севастополе. 1900 г. // Фонды Музея обороны Севастополя. А-7556, КП-14099.

4. Чверткин Е.И. Незабытый Севастополь. Часть II. – Севастополь: Телескоп. 2021.

5. Чверткин Е.И. Незабытый Севастополь. Часть I. – Севастополь: Телескоп. 2021.

6. Скурлов В. В. Поставщики Императорского двора. «Антикварное обозрение». 2007.

7. Крымский вестник. 1900. 29 нояб.

8. Крымский вестник. 1902. 17 нояб.

9. Крымский вестник. 1907. 1 апр.

10. Крымский вестник. 1904. 19 мая.

11. И.А. Дьяконова, Севастопольский фотограф М. П. Мазур (по материалам фондов Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя). Актуальные проблемы истории Крыма и Севастополя: межрегиональная научно-практическая конференция к 238-й годовщине со дня основания Севастополя (г. Севастополь, 2021 г.): сборник материалов.

12. Степан Самошин. ВКонтакте.

.