Никогда не думала серьезно, что география определяет какой ты автор. Какой-то узкий подход. Автор ведь прежде всего человек. Насколько он сам интересный и разносторонний, такие и его книги. Вроде бы… Но, «бытие определяет сознание», как говорил Карл Маркс, а место проживание – это очень даже «бытие». И вот, у нас есть феномен «Скандинавского детектива».
Скандинавские страны – это Дания, Норвегия и Швеция общей численностью где-то 22 миллиона человек (сведения взяты из Википедии и посчитаны небрежно). Северные страны с суровым климатом. Долгие зимы, короткие летние периоды с максимальной температурой +17 и долгие же переходные периоды. Вечный мартябрь, короче. Вот сейчас мне стало как-то сильно не по себе. Наверное, дальше будет триллер… Итак, из прочитанного недавно:
Нашумевший триллер «Каштановый человечек» датского писателя Сорена Свейнструпа.
Я думаю, это удачная книга для общего понимания, что такое скандинавский детектив. Тут есть старое убийство, связанное с ним новое убийство, исчезновение ребенка, которого уже давно перестали искать, и вдруг, новые улики. Есть пара детективов, за которыми интересно наблюдать. Сюжетные повороты ближе к концу, напомнили мне любовные романы в мягких обложках, где ничто не вело к похищению героини, но оно будет, потому что я так сказала))). Написано увлекательно. Есть сериал.
«Кукушонок». Автор - Камилла Лэкберг, шведская писательница.
Тут у нас небольшая компания старых (очень старых вообще-то), друзей. Это прям клуб «Долголетие». Золотая свадьба, секреты прошлого и новые загадочные убийства. Всю книгу в голове крутилась музыка из сериала «Санта Барбара», и не зря.
«Крик». Автор - Николя Бёгле, француз, но пишет о норвежском детективе. Там же, в Норвегии, разворачиваются основные действия.
Старая психиатрическая лечебница, загадочные пациент, его загадочная смерть и еще более загадочная жизнь. Детектив Сара Геринген берется за дело. Дело требует марш-бросков по миру, знакомства с обаятельным французом, раскопок семейных скелетов и борьбы с влиятельной тайной организацией. Вот пишу и понимаю, что, не смотря на весь сюр, мне понравилось. Живо, задорно, с огоньком. Короче, не подходит для этой статьи.
«Жертва без лица». Стафан Анхем – шведский писатель
Маленький городок, уже взрослые бывшие одноклассники погибают от рук жестокого убийцы один за другим. Детектив – тоже одноклассник, начинает поиски убийцы, понимая, что сам в опасности.
+ еще, конечно, Ю. Несбё – знаменитейший норвежский писатель.
Можно ли найти что-то общее у этих авторов? У меня получилось вот что:
- запредельный уровень жестокости и реализма. То есть, если вы смотрели какой-то там пошлый японский «Звонок» или «Темные воды» или фильм «Пила» показался вам страшным, то эти книги станут настоящим открытием. Без сомнения влияние климата. Например, итальянец с хорошей прической в порыве страсти и ревности убивает свою даму сердца — это трагедия. Тут будет норвежец, который полгода не причесывался вообще, зато придумал какой именно тупой ножовкой отпилит бошки всем своим лучшим друзьям, которые косо посмотрели на него в третьем классе. К уровню описательного реализма нужно быть действительно готовым. К уровню воображения подготовиться невозможно.
- концентрация на мелких деталях. Вот идет уборщик, чтобы отпереть склад, на котором найдут все из предыдущего пункта. О чем он думает? Как и чем он живет? Кто он? Его семья, надежды, мечты? Он вообще дойдет когда-нибудь? Так много информации и деталей… Увидим ли мы еще раз этого уборщика? Влияет ли он на сюжет? НЕТ и НЕТ. Это какая-то перепись населения с доп. вопросами.
- дети… Особым пунктом, к сожалению. Учитывая особенности воспитания детей, уровень свободы, вседозволенности и все прочая, это просто жуть, что происходит с детьми на страницах книг. Значит отругать за дело нельзя, а вот это все, что ли можно?! Такое я не тяну.
- атмосфера. Тут все уже сказано, мрачности добавляет даже не промозглая зима, а бесконечные переходные периоды. Представьте себе ноябрь длиной в три месяца, и вот уже кукушечка потихоньку съезжает в пропасть.
- уровень откровенности. Детали помогают раскрыть личность героев. Когда эти герои имеют прямое отношение к сюжету, все в порядке. Но количество этих деталей и их… откровенность иногда просто сводят с ума.
Могу ли я рекомендовать тревожным читателям скандинавские детективы? Да, почему бы и не да)) Все зависит от вашей восприимчивости и, честно говоря, душевного состояния в текущий момент. Если вы в тоске и смятении, возьмите другое чтиво, это только загрузит вас в немыслимо большей степени. Но если вы в порядке, можно и почитать. Интрига, атмосфера, новые характеры и впечатления обеспечены. Наконец узнаете, чем там живет и дышит простой норвежский уборщик.