Средневековая Флоренция времен правления Козимо Медичи ( 1434-1464) представляется нашему взору периодом возрождения интереса к античной культуре, расцвету философии, архитектуры, живописи. Европа, погрузившаяся во мрак невежества, войн, чумы, начала постепенное движение в сторону прогресса, переходу от религиозного скептицизма к гуманизму и новым знаниям о мире.
Внук Козимо Лоренцо Великолепный ( 1462- 1492) стремился дать своему народу и хлеба и зрелищ, как было заведено в Риме. Флоренция во времена его правления погрузилась в бесконечные празднества, пиры, карнавалы, сопровождавшиеся фейерверками и прочими забавами. Творит в это время знаменитый Сандро Ботичелли, кисть которого явила миру прекрасную Венеру, сменив ее на привычный образ девы Марии.
Именно здесь мы наблюдаем столь резкую поляризацию, когда рядом стоят роскошь и нищета, богатство и бедность, искусство и невежество. И уже начали сыпаться проклятья монахов на «срамные» картины великих мастеров, порицания разврата и распутства, коим предаются богачи, был найден и главный виновник наступившего апокалипсиса – Лоренцо, «губящий свою душу и душу своего народа». И обвинения данные были, в какой-то мере, оправданными. Карнавалы и пиры значительно опустошили казну и даже были пущены в ход деньги, предназначенные для приданого девушек из бедных семей. Ощущая всю тяжесть предъявленных обвинений, Лоренцо уже готов был покаяться, призвав к себе Саванароллу и попрося принять исповедь. Но суровый монах попросил выполнить определенные условия. – Имеешь ли ты живую веру в бога и его милосердие?
«Я искренне верую»- воскликнул Лоренцо.
-«Надо отдать несправедливо нажитые богатства и вернуть приданое девушкам». И на это Лоренцо ответил согласием. Но третье условие звучало пугающе. Непреклонный монах потребовал вернуть свободу флорентийскому народу. Лоренцо повернулся лицом к стене и ничего не ответил, не получив желаемого причастия. 8 апреля 1492 года Лоренцо умер и начавшиеся итальянские войны, повлекшие поражение итальянской армии от французов, были расценены народом как свершение пророчества, не раз звучавшего в проповеди Саванароллы, грозившего нашествием варваров.
Вероисповедный монах поспешил в стан врага, своими непогрешимыми речами он призвал Карла VIII к Христу, своими страстными речами оказал влияние на французского правителя и остановил «варваров», став полновластным хозяином Флоренции.
Джироламо Савонаролла был итальянским доминиканским монахом и проповедником, который играл важную роль в политической и религиозной жизни Флоренции в конце XV века. Его правление в городе длилось относительно короткий период, но оказало значительное влияние на историю Флоренции. Оценка его действий неоднозначна и зависит от точки зрения историков и современников. Рассмотрим основные аспекты его правления:
Религиозные реформы и морализаторство:
Савонаролла стремился к моральному и духовному обновлению Флоренции, что отразилось в его проповедях против коррупции, роскоши и нравственного разложения. Он призывал к строгому соблюдению христианских ценностей и отказу от светских удовольствий.
Его "огонь тщеславия" (Bonfire of the Vanities) стал символом этой борьбы: жители Флоренции сжигали предметы роскоши, книги, картины и прочие вещи, которые Савонаролла считал проявлением греховности.
Политические изменения:
Савонаролла пришел к власти после изгнания Медичи в 1494 году. Он активно участвовал в создании нового республиканского правительства, поддерживая демократические реформы и предлагая установление теократической республики.
Под его влиянием в городе были приняты законы, направленные на ограничение роскоши и поддержку нравственности.
Социальные реформы:
Савонаролла поддерживал различные социальные реформы, направленные на улучшение условий жизни бедных и уязвимых слоев населения. Это включало благотворительность и помощь нуждающимся.
Конфликт с Папой:
Савонаролла открыто критиковал коррупцию и моральное падение католической церкви, что привело его к конфликту с Папой Александром VI. В результате он был отлучен от церкви, что подорвало его авторитет и усилило оппозицию внутри Флоренции.
Падение и казнь:
Со временем его радикальные методы и жесткий контроль над городом привели к недовольству среди жителей и элиты Флоренции. В 1498 году Савонаролла был арестован, подвергнут пыткам, осужден и казнен.
Оценка действий Савонароллы:
Положительные аспекты:
Стремление к моральному обновлению общества и борьба против коррупции.
Поддержка социальных реформ и помощь бедным.
Демократические инициативы в правлении Флоренцией.
Негативные аспекты:
Радикализм и нетерпимость к инакомыслию, что выражалось в жестком морализаторстве и насильственном уничтожении культурных ценностей.
Конфликт с церковью, который привел к изоляции и ослаблению его позиций.
Неспособность поддерживать долгосрочную политическую стабильность и привлечение к себе врагов внутри города.
В целом, Джироламо Савонаролла остается противоречивой фигурой в истории. Его попытки реформирования общества и правительства Флоренции были как вдохновляющими, так и разрушительными, оставляя неоднозначное наследие.