Как известно, окончательный и полный текст произведения состоит из девяти глав (если «Отрывки из путешествия» принять за девятую, если же нет – из восьми). Однако мало кто знает, что есть немало доказательств того, что существовала и десятая глава!
По крайней мере, записи в дневниках, краткие пометки на полях пушкинских рукописей, письма и воспоминания его ближайших друзей указывали на то, что поэт создал и десятую главу «Онегина». Или, по крайней мере, несколько строф, для нее предназначавшихся. Но что это за строфы, почему они не были опубликованы или хотя бы сохранены в рукописи – неясно.
В 1904 году вдова литературоведа Майкова подарила Академии наук несколько рукописей Пушкина. В их числе листок со странным или зашифрованным текстом. Стихотворные строки, никак не связанные друг с другом, были записаны в два столбика. Что бы это могло означать? Какое произведение зашифровал Пушкин? И где спрятан ключ к шифру?
Никто не мог ответить на эти вопросы, пока молодой пушкинист Петр Морозов не заметил, что стихи складываются в «правильные» четверостишия, если последовательно «извлекать» строки сначала из нижней, затем из верхней части второго столбца, а потом наоборот — сначала из верхней, затем из нижней части первого столбца.
Тогда же была высказана догадка, что эти строки связаны с «Онегиным». Чуть позже другой исследователь творчества Пушкина, Сергей Бонди, заявил – расшифрованные стихи не что иное, как хитро спрятанные строки романа:
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый шеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда».
Конечно, такие слова о покойном императоре Александре I не могли быть обнародованы при жизни Пушкина. По тем же причинам, видимо, он спрятал и другие части десятой главы. Но расшифровать удалось далеко не все. Некоторые фрагменты текста были утеряны безвозвратно.
Не до конца ясно, как именно резкие слова в адрес Александра Павловича связаны с судьбой главных героев романа. Да и неизвестно, что это — случайно уцелевшие остатки полностью написанной, но утраченной главы великого романа или всего лишь заготовки для будущей работы?
Пока точного ответа на эти вопросы нет. Возможно, исследователи жизни и творчества великого автора когда-нибудь докопаются до правды.