В ночь на 16 июня в СИЗО-1 Ростова-на-Дону шестеро осужденных террористов ИГИЛ (*) сумели выбраться из своих камер и взять в заложники сотрудников ФСИН. Все шестеро террористов были ликвидированы в ходе штурма спецназа и Росгвардии, заложники не пострадали. Глава СК РФ Александр Бастрыкин потребовал доклад о первых результатах расследования уголовного дела.
«Сдохли твари возле мусорки. Вот и вся ваша жизнь!», – констатировал один из силовиков сразу после их уничтожения.
Установлено, что сегодня в 3 часа ночи шестеро осужденных за террористические преступления – Азамат Цицкиев (**), Тамерлан Гиреев (**), Шамиль Акиев (**), Малик Гандалоев (**), Сайпудинов М.Ш. (**) и Камнеев Д.В. (**) – вынесли решетки из своих камер, расположенных на третьем и четвертом этажах следственного изолятора. Затем они спустились вниз по канатам. Один из террористов при этом упал и сломал руку.
После этого игиловцы немного отсиделись, осмотрелись, а затем напали на 23-летнего младшего инспектора дежурной смены Виктора Кочакова – его разоружили и заковали в наручники.
Руководство СИЗО-1 пыталось скрыть факт захвата заложника. На переговоры приехал начальник оперативного управления УФСИН по Ростовской области Александр Богма, но террористы и его взяли в заложники.
О том, что в ростовской тюрьме произошел захват заложников стало известно около 9 часов утра. Тогда к зданию стали подтягиваться машины силовиков – Росгвардии, спецназа… А жители, проживающие рядом со зданием, начали выкладывать видеозаписи в соцсетях. Все дороги, ведущие к СИЗО-1 были перекрыты и оцеплены, по периметру расположились снайперы.
Затем бородатые террористы записали два видео, на которых никаких требований не выдвигали. На одном из них они попросили заложников сказать «что-нибудь» на камеру. Кочаков отказался, а его начальник сказал: «Люди настроены серьезно. Услышьте их». Затем было еще видео, где боевики ИГИЛ утверждали, что их «группу подготовил сам Аллах». Они не уточнили, к чему именно их «подготовил», однако на головах у каждого были повязки смертников (запрещенная символика в РФ). Они разгуливали с запрещенным в РФ игиловским фагом, размахивали ножами, заточками и резиновыми дубинками.
Через некоторое время террористы выдвинули требование: предоставить машину, оружие и дать им скрыться. В обмен они обещали освободить заложников. Отговорить не совершать «смертельного греха» их попытался и местный имам, но переговоры провалились.
После этого спецназ и Росгвардия провели штурм. За три минуты все боевики были ликвидированы. Трое из них уничтожены сразу, еще трое получили ранения, не совместимые с жизнью, и скончались, не дождавшись скорой.
«Все шесть террористов ликвидированы, трое были в сознании, но скончались до приезда скорой», – сказали в региональном УФСИН. И добавили, что оба заложника освобождены, один из них получил «незначительные резаные раны».
По данному факту СК РФ по Ростовской области возбудил уголовное дело по ст. 206 УК РФ («Захват заложника»). А глава следственного ведомства Бастрыкин потребовал предоставить первые результаты расследования.
Установлено, что игиловские флаги террористам принесли в виде «полотенец», заточки и ножи они отобрали у других заключенных. Как к ним попали мобильные телефоны в количестве – будет установлено. Сейчас во всех камерах тюрьмы идут обыски с целью обнаружения у заключенных запрещенных предметов.
Не исключается версия, что кто-то из сотрудников самого СИЗО-1 был «завербован» игиловцами и помогал. СК РФ проверит каждого сотрудника, в том числе и освобожденных заложников.
Кроме этого, трое из ликвидированных боевиков – Шамиль Акиев, Тамерлан Гиреев и Азамат Цицкиев, осужденные за подготовку теракта у здания Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, после приговора содержались в одной камере, что категорически запрещено. Именно тут они начали вербовать остальных заключенных в ИГИЛ.
Напомним, эти трое, один из Чечни, двое из Ингушетии, были задержаны еще в апреле 2022 года, сразу после начала СВО, во время подготовки теракта у здания Верховного суда КЧР в Черкесске. Месяц назад, 14 мая 2024-го, Южный окружной военный суд вынес им приговор по 18,5 лет заключения каждому. Ожидая этапирования в места заключения, они продолжали готовить побег из СИЗО.
Предположительно, задание о захвате заложников еще три месяца назад им поступило от «украинских кураторов», которые общались с ними по мобильным телефонам, наличие которых категорически запрещено в пенитенциарной системе. Подготовка к преступлению продумывалась очень тщательно. С остальными соучастниками, которые также осуждены на большие сроки по террористическим статьям, боевики переписывались и разговаривали по мобильным телефонам.
Следствие не исключает, что захват заложников – это лишь прикрытие для выхода из тюрьмы, а затем боевики должны были выполнить более серьезное задание «украинских кураторов».
В Госдуме уже завили, что захват заложников произошел из-за отсутствия профилактики экстремизма в пенитенциарной системе. И будет проведена тщательная проверка всех СИЗО, чтобы исключить повторение подобного.
Тела уничтоженных террористов не будут выданы родным, их захоронят в неизвестном месте без имени и фамилии.
* – организация признана террористической и запрещена в России
** – внесены в перечень террористов и экстремистов в РФ
Выставление авторских материалов издания и перепечатывание статьи или фрагмента статьи в интернете – возможно исключительно со ссылкой на первоисточник: «Время МСК».