Данное исследование, проведенное на материалах российских и немецких архивов, освящает в первую очередь действия советских ВВС против корабельной группы тяжелого крейсера «Admiral Scheer». Описывая события 23 ноября 1944 года, авторы уделяют достаточно места описанию, как атакам кораблей, так и воздушным боям. Уточнены повреждения немецких кораблей, заявки и реальные потери в воздушных боях.
Тяжелый крейсер «Admiral Scheer» с 22 ноября 1944 года вел огневую поддержку германских войск в районе Сворбе (Моонзундские острова). В первый день ему фактически смогли противодействовать только советские береговые батареи. Но на следующий день в следствии улучшения погоды ему смогли противодействовать и ВВС КБФ. Произошел один из известных воздушно-морских боев в Великой Отечественной войне.
После достаточно успешного вчерашнего дня, экипаж «Admiral Scheer» рвался продолжить операцию. И утро началось по плану. Около 7 ч (5 ч по Берлину) миноносцы (Т-5, Т-9, Т-13, Т-16) присоединились к тяжелому крейсеру.
В 9 ч 10 мин (7 ч 10 мин по Берлину) отряд немецких кораблей вышел на огневые позиции и тут же был обстрелян, как и вчера, советской армейской батареей. Но это была не основная проблема, которая заботила возглавлявшего немецкие корабли адмирала Тиле. Куда больше его беспокоило успокоившееся море и улучшавшаяся видимость. Это означало что его корабли, скорее всего, атакует советская авиация. Адмирал в своих размышлениях дошел до того, что, если не будет истребительного прикрытия, возможно, придется прекратить огонь по берегу и уходить на запад.
Прямо скажем, адмирал в своих ожиданиях не ошибся. Еще в 9 ч его корабли были обнаружены самолетами – разведчиками 12-го ИАП. Это была пара Як-7Б (ведущий – капитан М.И.Пивоваров). В документах 35-го ШАП записано, что они доложили об обнаружении одного миноносца, двух сторожевых кораблей и одного тральщика. В свою очередь в документах миноносцев записано, что они наблюдали эти самолеты-разведчики.
В 9 ч 20 мин «Admiral Scheer» начал выполнять заявки сухопутных войск. Ему сразу пришлось отвлечь средний калибр (150 мм орудия) на борьбу с советскими батареями (как армейскими, так и БП-273), которые немедленно вступили в бой и добились накрытий по всем кораблям. Периодически и на разные периоды времени советские артиллеристы прекращали стрелять, но затем всегда возобновляли обстрел. Средний калибр то сражался с ними, то помогали главному калибру. Из-за улучшения погоды береговые корректировщики хорошо видели цели, и постоянно передавали данные о целях для стрельбы. По их мнению, на протяжении всего дня она была отличной.
Тем временем в 9 ч 30 мин стартовали 4 Ил-2 35-го ШАП (ведущий - старший лейтенант А.И.Пилясов) под прикрытием 2 Як-1 12-го ИАП (ведущий - старший лейтенант В.А.Поскряков). В документах 9-й ШАД указана задача группы:
«…вылететь, без данных разведки, для БШУ по кораблям пр-ка в районе п/о Церель».
Через 10 минут, в 9 ч 40 мин, командир 9-й ШАД поднял вторую пару разведчиков. Это были два Як-9 15-го ОРАП (ведущий - старший лейтенант А.Г.Скороходов).
Тем временем адмирал Тиле озаботился проблемами навигации, поскольку у берега Сворбе было много мелей: Т-16 получил приказ поставить на самом опасном месте ялик, а еще две позиции обозначить буями. Но выяснилось, что ялик с Т-16 имеет течь, поэтому для выполнения задачи отправили Т-13.
Как раз тогда, когда Т-13 отправился выполнять приказ, в 10 ч 10 мин, в атаку на немецкие корабли пошли штурмовики старшего лейтенанта А.И.Пилясова. С тяжелого крейсера их атака выглядела так:
«08.10 Воздушная тревога, 4 самолета на 70 град.
08.12 самолеты летят к кораблю. Я поворачиваю на левый борт и увеличиваю скорость до 24 узлов
08.14 Поворачиваем на прежний курс для продолжения стрельбы. Самолеты атаковали миноносец, находившийся в охранении по левому борту. На него были сброшены бомбы, и он был обстрелян пушечно-пулеметным огнем».
Документы 2 флотилии миноносцев описывают это событие так:
«08.05 Воздушная тревога. Много Ил-2 с истребительным прикрытием атакуют Т-13 и Т-16 бомбами и пушечно-пулеметным огнем. Бомбы взрываются близко к Т-13. Вражеские самолеты улетают на юг».
Но в немецких документах тоже бывают ошибки. Миноносец Т-13 отделался сравнительно легко, его инженер-механик записал в своих документах, что единственным последствием атаки стало срабатывание защиты генератора на корабле.
А вот что записано в KTB миноносца Т-16:
«08.10 Воздушная тревога! Четыре истребителя-бомбардировщика летят на Т-16, пушечно-пулеметный огонь и сброс бомб. Поворотом руля уклоняемся от четырех сброшенных бомб. Они падают по правому борту, по носу корабля в 40 метрах.
08.12 доклад о течи. Как выяснилось, вода проникает через три пробоины сразу над ватерлинией в отсеках VIII и IX. Пробоины быстро заделаны аварийной партией.
У 4-см «бофорса» отказ через несколько выстрелов. Устранить не смогли, пушка вышла из строя».
Однако некоторые проблемы Т-16 проявились не сразу. Из документов инженера – механика корабля:
«После бомбежки в 08.13 начались сильные потери питательной воды в машине №2. Причины сначала не нашли».
В дальнейшем это создаст экипажу корабля некоторые проблемы...