Рецензия на дораму «Счастье»
Во временной сетке дорам начала декабря 2021 года по рейтингам просмотров уверенно лидировало «Счастье» с финальными сериями. О причинах популярности проекта и говорить нечего – они прозрачны. С первой же серии нас ждет аттракцион ковидных флешбэков с набором ставших бытовыми реалиями: qr-коды, санитайзеры, ношение масок, режим (само-)изоляции. Все то, что мы совсем недавно освоили и пережили. Месяцы социального разобщения, столкновение взглядов на вещи, на ценность жизни, на цену свободы, возрастание уровня страха и паники. Ковидный юмор блестящ.
– Вам известно, о чем мы узнали за время COVID-19?
– О важности мытья рук?
Корейские дорамамейкеры решили пойти дальше, утрировав эту ситуацию, ограничив пространство действия героев (жилой комплекс) и донельзя усугубив масштаб проблемы (зомби в постковидное время). Этот прием напомнил небезызвестную «Игру в кальмара». В то время как последняя представляет модель выживания в капиталистическом мире, «Счастье» становится моделью выживания в инфицированном мире.
Такая гиперболизация позволяет посмотреть на проблему на уровне завершенности предыдущей, способствующей ее полноценному осмыслению. Так, интересно наблюдать за поведением людей в сложившейся ситуации. Кто монстры? Зараженные или живущие рядом с нами, делящие стены наших внешне счастливых многоквартирок?
Основное место действия, как уже упоминалось, – жилой дом комплекса. Неизменно тревожно наблюдать за тем, как «свое» пространство, которое априори должно обеспечивать безопасность, становится «чужим». Всегда можно думать, что Ухань где-то очень далеко, что Африка вообще в другом мире. В дораме же неумолимо транслируется мысль о том, что нет ничего вечного и прочного.
Раскрыли героев, как по мне, просто отлично, в связи с чем я с ними быстро 'породнилась'.
Юн Сэ-Бом - служит в спецназе, она сильная, умная, уверенная и невероятно притягивающая своей простотой и обаянием.
Чон И-Хён - детектив в полиции, он также силён, умён, справедлив, спокоен и выдержан (ну, почти всегда), цепляет он верностью к самому себе, отношением к миру, людям и также безмерным обаянием.
Второстепенные герои. От 'элиты' до 'простаков', - хороши все. Каждый персонаж выполнял свои функции как надо: тот, кто должен бесить - бесил, тот, кто должен вызывать повышенное сопереживание - вызывал, и так далее.
Лейтмотив дорамы в самом ее названии. О счастье упоминается, чуть ли не в каждой серии. И если сначала оно приравнивается к решению жилищного вопроса, то ближе к финалу приоритеты героев меняются. Тепло, трогательно, подчас наивно, но очень естественно.
Ярче всего эволюция представления о счастье показана на примере Сэ Бом (Хан Хе Джу). Если поначалу для нее это просто красивая коробка, в которой она себя комфортно чувствует, то в итоге важными становятся те, кто с ней в этой коробке находится. Сама же коробка перестает быть целью и становится средством, в то время как тот, кто был средством, становится целью.
Экранное взаимодействие Пак Хен Шика (Чон И Хён) и Хан Хе Джу (Юн Сэ Бом) в романтическом плане было минимальным. При этом и без шаблонных дорамных сцен только слепой не увидел любви, самопожертвования, заботы и преданности, которые связывали этих героев.
Не хотелось бы детально анализировать сюжетные дыры, фантастичность ситуаций (иногда доходящую до абсурдности), противоречия в логике действий и решений героев, но они есть (особенно ближе к финалу). Да и будет с ними.
Счастье не может быть сведено к многоэтажке. Оно представляет простые теплые человеческие взаимоотношения. Полученную и отданную любовь. И все это мы увидели здесь... в ясный день... с прекрасным голубым небом... счастье.