Итак, подводя итог краткому исследованию коммунистической идеологии можно сказать следующее. Сама коммунистическая идея возникла не на пустом месте. У коммунистов XIX века были предтечи, уже существовала некая теоретическая база в виде работ ранних писателей-социалистов, утопистов — людей, создававших собственные концепции идеального устройства общества. И даже осуществлялись попытки создания замкнутых коммун, в которых пытались реализовывать коммунистические принципы: отсутствие частной собственности на средства производства, безденежные отношения, упорядоченность внутрипроизводственного процесса, коммуникация и взаимное сотрудничество вместо разобщения и конкуренции. Такую коммуну под названием «Новая Гармония» создал в США уехавший туда англичанин Роберт Оуэн. И этот опыт не единственный, разве что более известный благодаря имени человека, его проводившего.
Коммунистическую идеологию, кроме всего прочего, можно назвать во многом искусственной идеей, поскольку практически всегда можно найти автора. Самая известная на сегодняшний день вариация коммунистической идеи — это теория Карла Маркса, получившая его имя — «марксизм». Маркс, в отличие от предшественников, создал глобальную теорию. Если его предшественники начинали со строительства локальных общин — коммун, где должен был быть внедрен новый уклад жизни, хотя по мысли отдельных авторов этот опыт мог потом распространиться на весь мир, то в теории Карла Маркса историческое развитие организации человеческих сообществ, а прежде всего производственных отношений, должно было привести к глобальному скачку (революции), в результате которой весь мир стал бы своеобразной коммуной.
Родилась же эта теория (последовательной смены общественно-политических формаций, в финале которой коммунизм должен был бы прийти на смену капитализму) из предположения о том, что развитие производственных отношений приведет к качественному и количественному усилению пролетарского класса, - «могильщика» буржуазии, который отнимет у эксплуататоров власть и частную собственность (средства производства) и создаст более справедливое — бесклассовое общество.
Однако мировой революции не случилось. И прежде всего потому, что часть буржуазного мира начала делиться своими прибылями с пролетариатом, который «оброс жирком», получил лучшие условия жизни, собственность, доступные развлечения и телевидение, которое с полным правом можно было бы назвать «опиумом для народа», а вовсе не религию. И если в XIX веке при написании «Манифеста Коммунистической партии» идеологи коммунизма могли еще написать: «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей», то в XX веке эта фраза потеряла актуальность. Буржуазия смогла усмирить и удержать пролетариат в узде потребления. А пропаганда сделала из коммунизма мировое пугало, которым ежедневно стращали американского и европейского работягу.
Карл Маркс экстраполировал отношения XIX века на будущее и сделал неверные выводы, не зная, как на самом деле будут меняться человеческие, производственные и социально-политические отношения в мире. Кроме того, он не предвидел того, что развитие техники приведет к тому, что средства производства постепенно обособятся и владельцы частной собственности перестанут нуждаться в пролетариате, и что один фермер с техникой вытеснит десятки или даже сотни крестьянских хозяйств. Или, другими словами, класс пролетариев и класс крестьян станет сокращаться и, возможно, в скором времени вообще исчезнет. А вместо него возникнет класс мещан-потребителей, которым очень просто манипулировать, используя газеты, журналы, телевидение, а после и интернет, и что новая буржуазия доведет процессы управления и манипулирования массами до уровня искусства.
Можно ли винить в незнании будущего и неудачном прогнозе философа-экономиста XIX века? Конечно же, нет. Для своего времени его теории были революционными. И они оказали огромное влияние на мир и общественно-политическое устройство. Благодаря его теории возникло первое в мире коммунистическое государство — СССР, а позже и целый ряд стран, названных соцлагерем. Странно, конечно, что из лексикона строителей коммунизма быстро исчез коммунизм и был заменен на социализм, а коммунизм превратился в некий недостижимый идеал. И все же Союзом социалистических республик руководили коммунисты. И мы без малейшей ошибки можем называть СССР коммунистическим государством. Правда, оказалось, что теорию не всегда можно применить на практике, поэтому марксистский коммунизм претерпевал изменения на русской земле.
Маркс создал теорию, а русские создали работающую модель. И она после своей доработки получила название «марксизма-ленинизма», потому что это был уже не чистый марксизм. В СССР был реализован русский коммунистический проект. Это хорошо, потому что модель должна работать. Однако чтобы она работала действительно хорошо, ее следовало дорабатывать и дальше. Это как с автомобилем. Гениальный мыслитель может набросать чертеж автомобиля у себя в блокноте. Но когда инженер начнет воплощать идею в жизнь, у него возникнут непредвиденные сложности, связанные с характером металлов, трением, вибрациями и преждевременным разрушением быстроизнашивающихся частей и так далее, и тому подобное. Поэтому в теоретическую модель нужно будет вносить правки. Но и созданная первая реальная машина через время эксплуатации покажет свои слабые места. И потребуется ее доработка. Потому сегодняшние автомобили очень сильно отличаются от автомобиля, созданного Генри Фордом. Сохранился только принцип и самые общие элементы. С коммунистической идеей должна была происходить такая же трансформация.
Что же произошло с русским вариантом коммунизма? Ленин и Сталин смогли создать работающую модель государства на новых принципах. Хотя сам Маркс не предполагал «коммунизма в отдельно взятой стране». Но такая модель была создана, и она оказалась довольно успешной. По крайней мере, на протяжении полувека она успешно конкурировала с миром буржуазно-мещанским — капиталистическим. Однако очень скоро теоретические наработки Маркса, Ленина, Сталина были догматизированы. И всякое развитие идеи прекратилось.
Произошло это, как нам кажется, по нескольким причинам. Одна из них: коммунизм в русском обществе занял место православной веры. И к нему стали относиться, как до этого относились к религии. Маркс, Ленин и Сталин, пока его не вынесли из мавзолея, были фактически объявлены пророками. Их труды стали чем-то вроде священного писания. А учение о коммунизме уподобилось вере в грядущий когда-то рай или царство небесное — или, иначе говоря, что-то такое, к чему последователи данной идеи должны стремиться, не ожидая получить в этой жизни. «Мощи» Ленина, «крестные ходы» с транспарантами и «иконы» вождей в каждом доме дополняют эту картину. И это отношение к теории как к религиозному догмату лишило возможности трансформировать коммунизм, даже когда стало понятно, что Маркс в чем-то ошибался.
Другая причина — это омещанивание некогда пролетарских масс, превращение деятелей революционных преобразований в потребителей. Плюс гуманистическое учение, уничтожившее веру в бессмертие души, ослабившее в русском народе стремление к духовному развитию. Ведь если нет души у человека и впереди вечная смерть, то нужно насладиться этой жизнью по максимуму. А где это лучше сделать: в советском обществе или капиталистическом? Тут мы возвращаемся к примеру с распределением ресурсов. Пытаясь накормить всех малым количеством обедов (разделив сто обедов на сто пятьдесят человек), коммунистическая система вызывала ропот у людей, не развивающихся духовно. Им хотелось, чтобы ели все, но как на Западе. Что, в принципе, невозможно. Будут или есть не все (как на Западе), или будут есть все, но меньше (как в СССР). Но мещанин не желает думать о других, он хочет всего здесь и сейчас. Это привело к обрушению системы. Хотя наверняка не только это. Была и работа вражеских сил, и предательство элит (которые тоже омещанились).
Однако, несмотря на то, что русский коммунистический проект закончился неудачей, по миру сохранились очаги коммунистических идеологических систем. Китай, Северная Корея, Вьетнам, Куба и другие. В каждом случае источником явилась теория Карла Маркса, однако практическая реализация претерпела изменения под воздействием собственного уникального ИКП (идейно-культурного поля), получая собственные неповторимые черты.
И главное, что хочется напомнить: при всей своей искусственности коммунистическая идея есть идея благая. Она изначально родилась из желания улучшить жизнь самых незащищенных слоев населения. Она является реализацией принципа социальной справедливости. В этом ее основная суть. И если марксистская идея строилась на вере в силу пролетариата, и эта концепция оказалась ошибочной, это вовсе не значит, что сама идея не может быть реализована иначе, с использованием иных подходов и методов.
Фрагмент книги
16.06.24
А.Смирнов. Рабочий фрагмент книги посвященной устройству общества.
Для контактов https://t.me/mefodiyplus