Собрание акционеров в этом году, получившее название Cyber Roundup, было посвящено утверждению плана вознаграждений Илона Маска и сборки Tesla в Техас. Тем не менее, генеральный директор компании выступил с восторженной программной речью, раскрыв потрясающие подробности о планах на будущее. К ним относятся проекты новых транспортных средств, искусственный интеллект, робототехника и автономное вождение.
Ежегодное собрание акционеров в этом году было необычным. Оно состоялось в трудные времена для Tesla и ее откровенного генерального директора Илона Маска. Рыночные условия изменились, и результаты первого квартала наглядно это отразили. Илон Маск запаниковал и начал массовые увольнения, иногда без разбора уничтожая целые команды, нанося вред критически важным операциям. Посыпались иски, поданные недовольными инвесторами. В том числе успешный иск о блокировании огромного компенсационного пакета Маска, который он получил после неоднозначного голосования в 2018 году.
Вот почему собрание акционеров в этом году в основном было посвящено восстановлению пакета Маска и ответным мерам против штата Делавэр (где был подан иск) путем повторного приручения Tesla в Техасе. Маск очень активно объяснял, почему эти предложения важны для его компании, тратя на рекламу много денег. Это был первый раз, когда Маск показал, что он действительно верит в рекламу после отказа делать это в отношении продуктов Tesla.
Однако после того, как все эти предложения были проголосованы по рекомендации совета директоров Tesla, энергичный Илон Маск устроил впечатляющее шоу. Генеральный директор Tesla прыгал и танцевал на сцене, потратив почти час на обсуждение многочисленных предприятий и проектов концерна. Это была одна из самых насыщенных информацией программных речей Маска за последние годы. Несмотря на это, он уклонился от некоторых важных вопросов, не раскрывая подробностей на некоторых слайдах в презентации акционеров. Вот самые горячие темы, которые Маск обсуждал или избегал во время Cyber Roundup.
Просмотр колоды акционеров на первый взгляд показался на удивление скучным, поскольку каждый раз освещалось все больше одних и тех же тем. Хотя это может быть интересно институциональным инвесторам, трудно добиться большего быстрее. Предотвращение выбросов, устойчивое производство и стандарты безопасности сотрудников заставят обычного парня заснуть быстрее, чем колыбельная. Однако один слайд был особенно интригующим: тот, который показывает нынешнюю и будущую линейку Tesla. Он выглядит практически идентично слайду, показанному на прошлогоднем Дне инвестора. На нем изображены силуэты небольшого автомобиля и более крупного фургона или внедорожника. Единственное отличие состоит в том, что в список акционеров этого года входит третья закрытая модель, внешне идентичная компактному электромобилю. Поскольку Маск не обсуждал этот слайд, инвесторы, фанаты и общественность остались под большими вопросительными знаками.
Прежде чем дать волю воображению, давайте поговорим о форме транспортных средств на слайде. Вряд ли это что-то раскроет, тем более что Маск несколько раз менял свое мнение о будущих моделях Tesla. В прошлом году он неохотно согласился запустить компактный электромобиль и роботакси, которые, по мнению многих, были изображены на слайде, посвященном Дню инвестора 2023 года. В прошлом году в планах было только роботакси, но никто понятия не имеет, насколько большим и какого типа это будет транспортное средство. Во время отчета о прибылях и убытках за первый квартал Tesla заявила, что выпустит «новые автомобили, в том числе более доступные модели, используя аспекты платформы следующего поколения, а также своих текущих платформ». Они будут основаны на Gen-2, как и Model 3/Y, но с элементами архитектуры Gen-3 для оптимизации затрат. Пока неясно, какими могут быть новые автомобили на слайде этого года. Во всяком случае, они кажутся просто заполнителями, учитывая, что два меньших силуэта идентичны.
Тем не менее, презентация 2023 года дала подсказку, поскольку модели электромобилей были сгруппированы на основе их соответствующих архитектур. Более крупная модель, похоже, разделяет платформу с Cybertruck. Будет ли грядущее роботакси большим внедорожником, созданным на основе Cybertruck? Это оправдало бы название Cybercab, которое дал ему Илон Маск. Давайте не будем забывать, что Waymo начала работу с роботакси с минивэна Chrysler Pacifica, а затем перешла на внедорожник Jaguar I-Pace. Однако планы Tesla в отношении своего автомобильного подразделения в данный момент очевидно совершенно не важны для Илона Маска. Он потратил всего несколько минут на обсуждение автомобилей Tesla, а затем перешел к таким темам, как автономность транспортных средств, искусственный интеллект и робототехника. Это новые блестящие игрушки. Не удивиртельно, если Тесла отойдет в сторону и позволит другим создавать электромобили, вместо этого сосредоточившись на маргинальных технологиях.
Разумеется, Илон Маск не раскрыл никаких подробностей о самом автомобиле, хотя это наименее интересная часть. Генеральный директор Tesla более открыто говорил о факторах автономности транспортных средств, которые сделают возможным создание роботакси Tesla, включая программное обеспечение FSD. Он также поделился своим мнением о том, почему, по его мнению, автономное вождение имеет решающее значение для Tesla. Об б этом он уже говорил много раз. Также рассказал об услуге такси Tesla и о том, какую выгоду от нее получат существующие владельцы. Маск назвал себя патологическим оптимистом, добавив, что, по его мнению, автономность транспортных средств наступит раньше, чем ожидалось. Когда это произойдет, потенциал Tesla огромен, возможно, он превратит ее в компанию с оборотом в 5 триллионов долларов, что в десять раз более ценно, чем сегодня. Маск рассматривает автономность как наиболее важный источник дохода. Пои этом помимо робота Optimus, открывая для Tesla новые возможности для монетизации своего автопарка.
Самый очевидный способ заработать на этом деньги, управлять собственным парком автономных транспортных средств. Маск сравнил это с Uber, который должен чувствовать угрозу со стороны Tesla, занимающейся бизнесом роботакси. Однако это также предоставит новую возможность существующим владельцам Tesla, которые смогут зарегистрировать свои автомобили для использования этой услуги. Генеральный директор Tesla сравнил это с Airbnb, когда владельцы добавляют свои автомобили в парк роботакси, находясь в отпуске или на работе. Владельцы будут иметь полный контроль над тем, как будут использоваться их автомобили. Они могут вызвать их, когда они им понадобятся, а позже отправить обратно на работу. Деньги, заработанные автовладельцем, должны намного превышать ежемесячные платежи. Tesla возьмет на себя часть доходов, но большая часть денег пойдет владельцу. Однако для того, чтобы это заработало, Tesla необходимо будет разобраться с полным самостоятельным вождением, что заслуживает отдельной главы в презентации Маска.
Как и ожидалось, программное обеспечение Tesla FSD, один из самых дорогих проектов Маска, позволяющий ему позиционировать Tesla как компанию, занимающуюся искусственным интеллектом (ИИ). Она начала с нуля, разрабатывая собственное программное обеспечение, и находится на пути к тому, чтобы стать лидером в мире искусственного интеллекта. Маск подчеркнул экспоненциальный прогресс, достигнутый каждой последующей итерацией FSD. Он также рассказал о будущих сборках FSD, которые Tesla по-прежнему предлагает в виде точечных выпусков V12, несмотря на радикальные изменения, составляющие полностью новую версию. Лучший пример, FSD V12.4, для которого Tesla полностью переобучила модели нейросетей. Сборки FSD V12.5 и V12.6 будут столь же революционными, предлагая новые функции и устраняя крайние проблемы. Маск считает, что каждая итерация приведет к увеличению производительности в 2–5 раз, что позволит достичь неконтролируемого (уровня 4+) FSD.
Маск повторил, что Tesla больше не ограничена вычислительными ресурсами, и объяснил, что самая сложная часть, не обучение нейронной сети, а увеличение количества километров между вмешательствами. Трудно оценить прогресс от одной сборки к другой, если планируете пройти тысячи или десятки тысяч км. между вмешательствами. Именно столько проезжает за год обычный человек, что еще больше затрудняет оценку этого в городских условиях. К счастью, у Tesla есть гигантский автопарк, который позволяет ей тестировать новые сборки FSD в «теневом режиме», предположительно путем сравнения того, что программное обеспечение и ничего не подозревающий водитель сделали в конкретной ситуации. Используя этот метод, который прозрачен для людей, управляющих своими Tesla, Tesla может имитировать миллиарды километров вождения, чего не может предложить ни одна другая компания. Маск уверен, что программное обеспечение Tesla FSD превысит уровень безопасности вождения человека по мере анализа большего количества данных.
Генеральный директор Tesla признал, что необходимо больше бесплатных пробных версий FSD, чтобы убедить людей подписаться. Он объявил, что Tesla может предлагать новую бесплатную пробную версию каждый раз, когда выходит крупное обновление. В этом случае пробный период будет короче, чем для новых клиентов, две недели вместо одного месяца. Это позволит владельцам оценить прогресс. Однако не ждите, что эти бесплатные пробные версии будут предлагаться часто. Tesla обычно выпускает одну основную версию FSD в год. Несмотря на то, что Илон Маск рассматривает Tesla как компанию, занимающуюся программным обеспечением и управляемую искусственным интеллектом, нет никаких сомнений в том, что она является инженерной и производственной силой. Такое сочетание факторов делает ее трудным противником. Tesla FSD добивается прогресса, как подробно описано выше, но Илон Маск объявил, что дела пойдут в гору, как только запустит свой новый центр обработки данных. Он строится к югу от комплекса Giga Texas.
В новом объекте будет размещен суперкомпьютер, который позволит Tesla ускорить обучение нейронных сетей для своего программного обеспечения для самостоятельного вождения. Впервые включает в себя модель, специфичную для Hardware-4, раскрывающую весь потенциал автомобилей HW4. Несмотря на то, что Tesla в 3-8 раз мощнее компьютера Hardware 3, она по-прежнему использует HW4 для запуска HW3 в режиме эмуляции. Для этого Tesla уменьшает размеры изображений, снятых камерами HW4 с более высоким разрешением, для обработки с использованием тех же моделей нейронных сетей, которые разработаны для оборудования 3. Новый центр обработки данных предоставит передышку для обучения HW4. Однако Tesla уже работает над следующей версией оборудования. Ранее известный как Hardware 5, он получил новое название, как Маск сообщил на ежегодном собрании акционеров: AI 5. Это подчеркивает его возможности искусственного интеллекта, которые будут в 10 раз лучше, чем у Hardware 4. По оценкам Маска, новый компьютер AI 5 Autopilot будет запущен примерно через 18 месяцев.
Компьютер AI 5 достигнет 700-800 Вт вычислительной мощности по сравнению с примерно 300 Вт в случае компьютеров HW3 и HW4. Однако Маск заявил, что он будет очень энергоэффективным, тем более что он не будет постоянно работать на полную мощность. Чипы AI 5 будут иметь столько вычислительной мощности, что Маск рассматривает возможность использования их для распределенных вычислений, открывая новые возможности для монетизации. Маск сравнил новые возможности обработки AI 5 с облаком Amazon Web Services (AWS). Благодаря всем этим чипам AI 5, установленным в миллионах автомобилей Tesla по всему миру. Это позволит владельцам зарабатывать деньги так же, как они делают это с моделью роботакси, сдавая в аренду вычислительную мощность своих автомобилей Tesla или третьим лицам, пока автомобиль не используется. Самое приятное то, что Tesla будет использовать то же оборудование для другого любимого проекта Маска, гуманоидного робота Optimus. Он возможно самая смелая ставка Теслы.
Начав всего три года назад с танцовщицы, одетой как робот, Тесла добился огромного прогресса в своем проекте робота-гуманоида. Оптимус достиг второго поколения в декабре 2023 года, получив новые человеческие способности благодаря переработанной руке. Он предлагает 11 степеней свободы, позволяя совершать тонкие и точные движения, с которыми могут сравниться только люди. Однако это ничто по сравнению с будущими руками с 22 степенями свободы. Они должны дать Оптимусу возможность играть на пианино как виртуоз.
Хотя это кажется рискованной ставкой, Маск уверен в потенциале Optimus привести Tesla к оценке в 25 триллионов долларов. Компания могла бы построить Optimus в больших масштабах примерно за 10 000 долларов, а продать его на коммерческой основе за 20 000 долларов. Маск заявил, что Tesla может занять как минимум 10% развивающегося рынка гуманоидных роботов, который, по оценкам, составляет один миллиард роботов в год. Это может означать триллион долларов прибыли для Tesla в год, и именно этот расчет позволил Маску предсказать цифру рыночной капитализации в 25 триллионов долларов. Многие видели, как роботы Optimus неуклюже ходят или учатся манипулировать предметами, но похоже, что Tesla довольно продвинулась в разработке. Маск сообщил, что два робота Optimus уже работают на заводах Tesla, выполняя задачи автономно. Более того, Маск считает, что к следующему году к ним присоединятся более 1000 роботов-гуманоидов. Именно тогда Tesla сможет начать коммерческое производство, цель, которую Маск подтвердил во время Cyber Roundup.
Конечно, не будем забывать, что Маск также признал, что он патологический оптимист. Соответственн ко всему, что он предсказывает, следует относиться с долей скептицизма. Прогресс в разработке Оптимуса, вероятно, менее продвинут, чем нам сообщает Маск. Однако для того, чтобы Оптимус работал, Тесле все еще необходимо решить FSD, которая также является программным обеспечением, которое позволяет Оптимусу перемещаться по миру. Вот насколько взаимосвязаны эти проекты Tesla.