В Российской Федерации в 2023 году значительно изменилось законодательство, которое касается национальных парков. Федеральный закон от 18.03.2023 №77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит правки Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ, меняет подход к управлению и осуществлению рекреационной деятельности на территории национальных парков, вводя новые жесткие требования и предлагая новые возможность для развития.
В первую очередь сразу хочу обозначить определение «национального парка». Национальные парки (далее - НП) относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой, не предусмотренной Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка.
Согласно указанному выше Федеральному закону Российской Федерации существуют следующие категории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Государственный природный заповедник, в том числе биосферный заповедник; национальный парк; природный парк; государственный природный заказник; памятник природы; дендрологические парки и ботанические сады. В национальном парке функциональным зонированием определяется заповедная зона и особо-охраняемая зона, которые предназначены для сохранения среды в естественном состоянии, где не осуществляется рекреация (туризм/отдых). С 2023 года согласно Федеральный закону от 18.03.2023 №77-ФЗ изменение площади, местоположения, и границ заповедной зоны не допускается, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий. До 2023 года внесение изменений в расположение заповедной и особо-охраняемых было допустимо.
Согласно Положению о ФГБУ «Национальный парк «Ладожские шхеры» на территории нацпарка выделяется рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров. Согласно правкам Федерального закона от 18.03.2023 №77-ФЗ рекреационная деятельность в национальных парках допускается в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими в установленном настоящим Федеральным законом порядке соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке.
И все же что нам говорит последнее законодательство? Рекреационная нагрузка конечна. Законодательство предписывает высчитать базовую рекреационную емкость объектов показа и из их суммы определить базовую рекреационную емкость национального парка. Простыми словами, нужно определить максимально возможное количество туристов, которые может посетить НП за единицу времени (год). Дальше мы должны выявить ограничивающие факторы, после чего к базовой рекреационной емкости применить поправочные коэффициенты, чтобы определить Предельно допустимую рекреационную емкость. (далее местами - ПДРЁ), и вот именно эта цифра определяет сколько человек может находиться на территории национального парка в единицу времени без деградации природных
комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира,
естественных экологических систем в единицу времени. Примеры ограничивающеих факторов: подъездная дорога, степень дегрессии почвенного покрова, санитарно-гигиеническое обеспечение объектов показа. Перерасчет ПДРЁ необходимо осуществлять при изменении состояния туристских объектов, но не реже одного раза в 5 лет.
То есть при планировании рекреационной деятельности, в том числе бизнес-планов, социально-экономическом планировании, генпланировании, нужно будет учитывать рассчитанную предельно допустимую рекреационную емкость национального парка. Иначе возможны случаи, когда после ввода в эксплуатацию гостиницы или базы отдыха на выколотых из национального парка территориях, выход туристов с территории базы отдыха в рекреационную зону национального парка может быть ограничен, что приведет к экономическим последствиям и маркетинговым рискам для туристического объекта. Для того чтобы этого избежать, необходимо не только проводить синхронизацию генеральных планов сельских поселений и Плана рекреационной деятельности национального парка, но и выявлять и составлять фактическое расположение объектов размещения туристов; объектов показа; объектов, осуществляющих аренду туристического оборудования. Существенно поможет в этом вопросе всестороннее взаимодействие федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком с Главами сельских поселений, Главами муниципальных районов и округов, Правительством Республики Карелия, а также постепенный вывод туристического бизнеса из «черной» и «серой» зон в «белую» экономическую зону.
Зачем нам рассчитывать предельно допустимую рекреационную емкость? Для того чтобы просто посчитать и после определенной отметки закрыть национальный парк на замок и не пускать экскурсантов и туристов до следующего года?
Нет.
Следующее очень серьезное нововведение Федерального закона от 18.03.2023 №77-ФЗ - это план рекреационной деятельность (далее местами - ПРД) национального парка. Документ, который регламентирует рекреационную деятельность НП, согласовывается с Главой региона, утверждается Минприроды Российской Федерации и принимается сроком на 10 лет (с возможностью вносить правки).
Тут сделаю паузу и подчеркну, что рекреационная емкость и план рекреационной деятельности регламентирует деятельность только в рекреационной зоне национального парка, зоне охраны объектов культурного наследия и зоне хозяйственного назначения и не затрагивает заповедную и особо-охраняемую зоны. Всеобъемлющий документ планирования деятельности национального парка «Ладожские шхеры» будет называться «План управления национальным парком «Ладожские шхеры» и включать в себя план рекреационной деятельности, план научных исследований, планы мероприятий по развитию, благоустройству, план хозяйственной деятельности и т.д. И определит «правила игры» для всей территории национального парка и всех заинтересованных лиц сроком минимум на 10 лет. Создание этого документа не регламентировано государством, однако абсолютно точно необходимо в контексте сложной структуры Ладожских шхер и займет порядка двух лет.
План рекреационной деятельности включает в себя текстовую часть, которая рассказывает об основных характеристиках рекреационной зоны НП, объектах растительного и животного мира, объектах показа, статистику туристических потоков, маркетинговые и социологические исследования, сведения о предельно допустимой рекреационной емкости, сведения об имеющихся объектах показа (с подробной характеристикой), сведения о планируемых объектах рекреационного назначения и местах их расположения (физические параметры, расчет емкости, технико-экономические показатели, перечень мероприятий по предупреждению причинения вредя окружающей среде), перечень работ по благоустройству территории рекреационной деятельности и их описание (в том числе мероприятия по мероприятий по повышению транспортной доступности объектов показа), обоснование выбранного варианта планирования территории с перечнем мероприятий по недопущению превышения установленной предельно допустимой рекреационной емкости.
Графическая часть плана рекреационной деятельности включает в себя карты-схемы границ функциональных зон, на которых осуществляется рекреация, карту-схему границ территории рекреационной деятельности в НП с отображением существующих и планируемых объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов рекреационного назначения. Простым языком графическая часть плана рекреационной деятельности – это привычный для многих генплан. В идеальном мире, в которым нам жить пока не приходится, после наложение плана рекреационной деятельности на генпланы районов и поселений должны быть исключены конфликтности зонирования. Такие как наложение границ национального парка и населенных пунктов; непосредственное расположение рядом заповедной или особо охраняемой зоны национального парка и земель сельхозназначения имеющие частного собственника, подобные случаи в генпланировании закладывают провокацию нарушения режима особой охраны и накладывают на собственника, имеющего право вести хозяйственную деятельность на своей территории дополнительные риски; не допускать рекреационные зоны национального парка в непосредственной близости к зоне ИЖС или МЖС населенных пунктов, чтобы избежать конфликтности высоких туристических потоков с гражданами, которые живут в населенных пунктах, исключенных из территории национального парка «Ладожские шхеры» и т.д.
К сожалению, сегодня, после многолетнего интенсивного и во многом бесконтрольного развития туристического сектора Приладожья, отсутствия документа территориального планирования национального парка «Ладожские шхеры», присутствие конфликтности уже в самих генеральных планах сельских поселений очень многие проблемы при первом взгляде прогнозируемому решению не поддаются. Однако, возвращаясь к вопросу «Зачем нам рассчитывать предельно допустимую рекреационную емкость» сами эти конфликтности могут являться ограничивающим фактором при подсчете предельно допустимой рекреационной емкости национального парка, а План рекреационной деятельности национального парка «Ладожские шхеры» не станет очередным препятствием для граждан, которые живут и работают на территориях, связанных с НП «Ладожские шхеры», а наоборот внесет структуру и ясность в будущее развитие территории Приладожья. Проработка ПРД должна быть осуществлена на таком уровне, чтобы в какой-то момент мы почувствовали, что наши мероприятия и действия связаны не с реакцией на сиюминутные проблемы, которые возникают ежедневно, а планомерной и ритмичной работой по решению поставленных перед национальным парком задач: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Список источников информации:
- Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
- Приказ Минприроды России от 15.02.2023 N 84 "Об утверждении Положения о национальном парке "Ладожские шхеры"