50,2K подписчиков

Почему на Руси была так популярна тема поиска заговоренных кладов?

103 прочитали

Откуда изначально идут многочисленные легенды о кладах? Самые известные клады России, спрятанные атаманом Кудеяром и Степаном Разиным. Заговоренные клады. Волшебные травы, которые по поверьям могли на них указать. Стражи сокровищ.

*На обложке генерация нейросети
*На обложке генерация нейросети

Поиски кладов и истории о скрытых сокровищах всегда были неотъемлемой частью народного фольклора во многих культурах, включая русскую. Открытие клада могло кардинально изменить жизнь человека, обеспечив ему богатство и высокий социальный статус. Поэтому люди с большим интересом слушали истории о спрятанных сокровищах, надеясь когда-нибудь их отыскать. Однако, за желанием обнаружить клад стояло не только желание мгновенно разбогатеть. Здесь кроется и нечто большее — народные предания часто наделяют спрятанное кем-то золото и серебро магической силой, поэтому нашедший его становится не просто богатым человеком в материальном плане, но и владельцем своеобразного волшебного артефакта.

У славян, равно как и у других индоевропейских народов, ходит много любопытных рассказов о кладах; подробности, которыми они обставлены, исполнены мифического значения и не позволяют сомневаться, что это, собственно, — предания о небесных сокровищах, только перенесенные на землю. Клады таят под землею (в горах, городищах, курганах, оврагах и пещерах) несчетное богатство золота, серебра и самоцветных камней — в деньгах, вещах и необделанных грудах: целые котлы бывают наполнены этими драгоценностями.
(А. Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)

Предполагалось, что клады охраняются сверхъестественными существами, такими как духи, русалки или домовые, некоторые клады считались заговоренными — то есть защищенными их владельцем определенными словами, которые не давали отыскать такой клад другим людям, а некоторые и вовсе считались проклятыми. В этом случае их обнаружение приносило не удачу, а напротив — многочисленные беды. Существовали также специальные обряды, заговоры и рекомендации, посвященные тому как нужно правильно «взять» клад, чтобы не быть атакованным охраняющими его сущностями и защититься от возможных проклятий.

Откуда идет вера в клады?

Вера наших предков в существование спрятанных сокровищ была неоспорима. Но откуда она вообще появилась? Кто зарыл клад и что этот клад собой представляет?

Сегодня мало кто задумывается о происхождении слова «клад», ведь оно простое и понятное для понимания. Клад — это сокровища, зарытые в землю. Между тем, для древних славян понятие «клад» изначально скорее всего имело несколько другое значение — по крайней мере так считают представители мифологической школы фольклора:

«Яркое сияние солнца и пламя грозы старинный метафорический язык уподоблял блеску золота, серебра и самоцветных каменьев, а туманы, облака и тучи — горам, пещерам и мрачным подземельям. Отсюда возник миф, что драгоценное золото солнечных лучей и молний, вместе с небесным вином или живою водою, т. е. дождем, похищаются на зиму злыми демонами и, сокрытые в облачных скалах или в подземном мире туманов и снежных туч, лежат недоступными для человека кладами. Клад (от глагола класть, кладу) означает запрятанное, или, что то же, погребенное, похороненное со-кровище (от крыть, со-крывать = облачать, затемнять тучами)»
(А. Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)

Многие исследователи придерживаются мысли, что со временем такое понятие клада — как сокрытого тучами солнца, утратило свой изначальный смысл, оставив в памяти людей лишь главное — спрятанное сокровище. И уже потом кладами стали называть любое золото и серебро, закопанное в землю или схороненное людьми.

Генерация нейросети
Генерация нейросети

Чаще всего, такие схроны устраивали разбойники или воины, так как носить с собой все свои накопления в виде тяжелого металла было довольно проблематично. В то же время, подобные люди редко доживали до старости, а осторожность не позволяла им рассказать кому-нибудь о месте. Таким образом, тайна схрона обрастала легендами, смутными указаниями на возможное место хранения клада и различного рода предостережениями, связанными с тем, что может ждать нашедшего чужой клад.

Многие легенды о кладах связаны с историческими событиями и известными личностями, прежде всего — с атаманом Кудеяром и Степаном Разиным, которые в принципе являются двумя любимейшими героями народных преданий. Легендарные несметные богатства Кудеяра до сих пор ищут чуть ли не по всей России, так как буквально в каждом регионе страны есть какие-то предания с ними связанные:

«А то ещё был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями…»

Кудеярова гора
Кудеярова гора

Кстати, историки до сих пор не пришли к единому мнению, существовал ли такой человек на самом деле или это просто некий собирательный образ. По одной из легенд, Кудеяр приходился старшим братом самому Ивану Грозному — якобы умерший во младенчестве, он, как говорила молва, на самом деле попал на воспитание к татарскому хану, а затем, повзрослев, мужчина вернулся на Родину и стал известным разбойничьим атаманом:

«Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман...»
(Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

Есть и другие версии того кем мог быть легендарный атаман Кудеяр, и почему он заслужил такую славу в народе. Подробнее читайте об этом в отдельной статье.

Лубок Кудеяр
Лубок Кудеяр

Многочисленные сокровища, спрятанные атаманом, в народе называют «Кудеяровой поклажей». Попытки отыскать хотя бы её часть так и не привели до сих пор к желаемому результату. Почти в каждом районе, где, по преданию, когда-либо проходил этот атаман, существуют свои свидетельства о спрятанных им сокровищах. К примеру, в документе курского губернатора 1837 года есть такая запись:

«За 12 курганами, расположенными от самой дороги на протяжении 6 верст, влево место, называемое Сторожи, потому что, по преданиям, 80 лет тому назад здесь находились пикеты для защиты от разбоев Кудеяра, обитавшего с огромною шайкою в этих местах и имевшего много сообщников, скрывавшихся в дремучих лесах…»

Впрочем, Кудеяр был не единственной легендарной личностью, чьи ненайденные сокровища по сей день будоражат умы искателей приключений. До наших дней также дошла легенда о другом не менее известном атамане — Степане Разине, клады которого искали впоследствии по всему Поволжью от Жигулей до Астрахани, а также на Дону.

Б. М. Кустодиев. Степан Разин
Б. М. Кустодиев. Степан Разин

Как не парадоксально, история «кладов Разина» началась с момента его казни. Степана обезглавили на глазах у брата Флора, который, испугавшись за свою жизнь, решил всё рассказать:

«…были у моего брата воровские письма, присланные откуда ни на есть, и эти всякие бумаги он зарыл в землю… собрал их в денежный кувшин, засмолил и зарыл в землю на острове на Дону, на урочище Прорва под вербою, а эта верба посередине крива, а около ней густые вербы; а около острова будет версты две или три…»

А ещё рассказал Флор, что брат его «награбил зело много добра всякого» и куда-то увёз некий сундук и «рухлядь» среди которой был «костяной город, образцом сделан будто Цареград».

Что стало с самим Флором — доподлинно неизвестно. Но его рассказ о спрятанных богатствах прочно сохранился в народной памяти. Он переходил из уст в уста, обрастая новыми подробностями. Вот что говорили в народе о разинских кладах:

«Он много кладов закопал — казну свою хоронил. О тех кладах и посейчас слух идёт, да все те клады заговорены. Немало было охотников взять их, но никто не может похвастаться удачей — не даются разинские клады. То незадачливого кладоискателя отбросит ветром за несколько вёрст, а то покажется клад, да уйдёт глубже в землю, и сколько ни копай — не докопаешься. Сторожат разинские клады черти, а заговорены те клады на головы: на место, где клад зарыт, надо принести двенадцать голов, шесть женских и шесть мужских.»

Безуспешные попытки отыскать сокровища породили слухи, что разинские клады заговорённые, и что сам атаман, якобы, был сильным колдуном, и охраняет своё золото даже после смерти:

«Стенька Разин еретик,
Днём в могиле лежит,
Ночью телеса наводятся —
По свету ходит,
Поклажи свои сторожит»
Иван Билибин. Степан Разин
Иван Билибин. Степан Разин

По поверью, самый большой клад Разина был спрятан в пещере, где-то в Симбирской губернии. Если верить легенде, там хранятся «сорок пудов золота и множество сундуков с жемчугами». Открыть эту пещеру можно лишь при помощи иконы Божьей Матери, «а кто станет рыть клад без этой иконы, тот тотчас же и уснёт».

Табуирование темы кладов

Почему же с темой кладов так прочно увязано поверье о том, что они либо заговоренные, либо проклятые, либо обязательно охраняются некими потусторонними, опасными для человека сущностями? Во-первых, найти чужой клад не так-то просто и, видимо, очень редко кому-то удавалось — отсюда и поверье, что-либо клад заговорен, либо его владелец был колдуном, либо кто-то (явно не человек) до сих пор его охраняет и мешает обнаружить.

Генерация нейросети
Генерация нейросети

С другой стороны, табуированию темы кладов, вероятно, способствовали и представители церкви. Ведь, с одной стороны все эти рассказы о проклятом золоте и охраняющих его навьих сущностях — это по мерках христианской веры ересь, а с другой — поиски кладов отрывают от дела работоспособных мужчин, которые вполне могут отправиться на их поиски неведомо куда, да там и пропасть, что также, по всей видимостью, было не редкостью — если верить тем же народным преданиям о том, какие беды и проклятья могут пасть на незадачливых искателей.

Поэтому, некоторые исследователи считают, что в поздние времена рассказы о том, какими страшными стражами охраняются клады распространялись в народе целенаправленно, дабы отвадить желающих их искать:

«Зарыт тот клад в змеиной пещере в трех котлах: в одном золото, в другом серебро, в третьем каменья самоцветные блестят весенним днем. Заперт клад 12-ю железными дверями, ключи брошены в океан-море. По стенам пещеры развешаны разбойничьи топоры да бердыши — сами секут, сами рубят. Сторожат клад злые бесы — не пропускают ни конного, ни пешего. Много было охотников на богатство — много было голов положено за этот клад. Охраняются золотые клады трехрукими стражами, в каждой руке — по сабле. И сидит этот страж на зачумленном трупе, который положен на бочку с золотом. Кому из кладоходцев отсекает голову — та душа мгновенно превращается в нового стража»
(Иван Сахаров «Сказания русского народа»)
Генерация нейросети
Генерация нейросети

Однако сиё действие возымело скорее противоположный эффект — переходя из уст в уста, такие истории всё больше обрастали подробностями, а, значит, становились еще интереснее, больше пересказывались и в итоге — прекрасно сохранились до наших дней. В результате, в легендах о кладах мы можем видеть некий симбиоз христианских и языческих верований. Тут и хранящие их русалки, и советы «брать» клад с особой иконой или крестным знамением, и мифы о сказочной разрыв-траве, которая на них указывает… Особенно хорошо это прослеживается на примерах обрядов поиска кладов в известные праздники: Ивана Купала и Симона Зилота.

Ивана Купала

Самой благоприятной ночью для поиска клада традиционно считалась ночь на Ивана Купало. Можно предположить, что это связано одновременно с несколькими причинами:

Древний праздник Купало был солярным, четко привязанным к дню летнего солнцестояния. Отмечался он в самую короткую ночь в году. При этом вся символика праздника была тесно переплетена с богом грозы Перуном, который своей молнией разбивает тучи и освобождает Солнце (=сокровище), побеждая демона зимы. Отсюда и такое внимание в папоротнику, цветок которого ищут в эту ночь — ведь он как никакое другое растение в наших широтах похож на стрелу. А стрелы Перуна традиционно огненные, значит, и папоротник непременно должен цвести в эту волшебную ночь. Более того — само название этого растения в русском языке — «папоротник» или «папороть» — также связано с темой полета (стрелы) и происходит от слова «парить» путем удвоения его корневой основы «па₽-пар» (то есть парить/лететь очень быстро с удвоенной скоростью). Вероятно, от этого же корня происходит слово «ПеРо» и «нетоПыРь». На санскрите patra означает «лететь», «падать». Читать подробнее и волшебных травах славян.

Виктор Корольков, Перунов цвет
Виктор Корольков, Перунов цвет

Соответственно, первый смысловой ряд праздника = стрелы Перуна освобождают сокровище Солнце = стрелы Перуна (папоротник) указывают на спрятанные клады (золото и серебро).

«О папоротнике рассказывают, что цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаза не в состоянии выносить чудного блеска, показывается этот цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками».
(А. Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)
А.Пиотровский. Сказка о цветке папоротника
А.Пиотровский. Сказка о цветке папоротника

Другой смысловой ряд связан с самой короткой ночью. Ночь — время господства темных, навьих сил, и чем ночь короче — тем они слабее, а, значит, пытаться найти что-то что ими охраняется как раз лучше всего именно в такую ночь.

Однако цветок папоротника не единственный указатель к кладам в эту ночь. По другим поверьям считалось, что указать на зарытый клад может немой петух — в каком месте он закричит в ночь на Купало, там и сокровища искать следует. Любопытно, что и здесь явственно видна символика связанная с солнцем, ведь петух первым приветствует наше светило (=сокровище) поутру, а, значит, аналогичным образом может указать и на сокровище иного рода — клад.

Симон Зилот

Другой день, тесно связанный с темой поиска кладов — это день памяти святого Симона Зилота (Кананита). В христианстве Симон Зилот — святой апостол, один из учеников Христа. В народной вере он приобрел некие новые неожиданные черты и превратился в главного покровителя кладоискателей. Поэтому именно в день его почитания (23 мая по текущему календарю — или 10 мая по старому стилю) приято было искать клады. Существует версия, что народ проводил некую звуковую параллель: Зилот — злато, что прочно закрепило за святым титул помощника в поисках сокровищ.

Генерация нейросети
Генерация нейросети

Считалось, что только 23 мая можно отыскать даже заговорённые клады и для этого достаточно просто произнести молитву этому святому, что наглядно показывает симбиоз язычества и христианства в народных верованиях последних столетий.

«Клады редко полагаются без заклятия; чтобы укрыть их от поисков, тот, кто зарывает сокровище, причитывает вслух зарок или приговор: через сколько времени, как, кому и при каких условиях может достаться этот клад»
(А. Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)

Разрыв-трава

Наконец, оказывается, найти клад — это полдела, нужно ещё суметь его взять. Считалось, что на многие спрятанные сокровища наложены заклятья и заговоры, которые запросто могли убить человека, если он не знал, как правильно завладеть найденным богатством:

«Без соблюдения условий, требуемых зароком, клад не дается; чем усерднее будешь рыть землю, тем глубже станет он уходить вниз; иной раз кажется, что совсем дорылся до сокровища, заступы уже стукнули о железную плиту или крышку сундука, как в то же мгновение с страшным гулом проваливается клад в преисподнюю, а из-под земли слышится неистовый, оглушающий хохот нечистой силы. Даже если бы кому и посчастливилось набрести на клад, все равно — он не в силах будет им воспользоваться: едва дотронется до него, тотчас почувствует во всем теле расслабление — словно руки и ноги перебиты, или, взявши золото, будет кружиться с ним около подвала и до тех пор не выйдет на дорогу, пока не положит добычи на прежнее место, или и вовсе не вылезет из очарованного подземелья; при всякой попытке уйти оттуда не с пустыми руками — земля начинает смыкаться и железные двери готовы с шумом захлопнуться; самые деньги скользят из рук и прыгают промеж пальцев»
(А. Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)

Однако всё же было одно средство, при помощи которого можно было завладеть заговорённым кладом, называлось оно — разрыв-трава. По поверью, она открывала любые замки и противостояла всем заклятьям, наложенным на скрытые сокровища:

«От влажных запахов цветочных
Начнет кружиться голова.
И будет в тихий час урочный
Цвести огнём разрыв-трава.
Схвати цветок, беги по лесу,
Он все замки тебе сорвёт.
Освободит красу-принцессу
Из-за чугунных тех ворот…»
(В. Солоухин)
Генерация нейросети
Генерация нейросети

Современные ботаники до сих пор не пришли к единому мнению, какое растение наши предки называли разрыв-травой и существует ли оно в природе. Предположительно — это один из двух видов папоротника: ужовник (офиоглоссум) или гроздовник (ботрихиум). Учёные аргументируют свой выбор наличием у этих папоротников некого подобия цветка (кисти), хотя, в реальности — это лишь вытянутая часть листа с бутончиками — спорангиями, открывающимися в сухую погоду.

Кстати, завладеть этой волшебной травой мечтали не только кладоискатели, но и воры всех мастей. По преданию, она открывала любые замки, в том числе и замки темниц. Вот только найти её было непросто, так как волшебное растение умело хорошо «прятаться» от людских глаз, более того, росло всего один день: утро всходило, а к вечеру увядало. При этом еще и появлялось всегда в разных местах. Поэтому найти (и узнать) разрыв-траву было очень сложно, и вот какие рекомендации существовали на этот счет:

  • Пустить по полю коня с металлическими путами. Где путы спадут, там и растёт разрыв-трава.
  • При покосе, где коса ломалась пополам без видимых причин, следовало искать траву.
  • На берегах рек волшебное растение опускает раздвоённую верхушку в воду. Если сорвать его и бросить в реку, то разрыв-трава поплывёт против течения.

Генерация нейросети
Генерация нейросети

Подводя итог

Люди искали клады раньше, ищут их и сейчас. Некоторые делают это из морально-патриотических побуждений, чтобы сохранить и передать потомкам историю своей земли, другие — «черные копатели», действия которых квалифицируются как незаконные — напротив…

И хотя современные кладоискатели проводят тщательную подготовку, работая в архивах, изучая карты, легенды, у них тоже есть свои приметы, заговоры, обряды, многие из которых весьма сходны с древними народными поверьями. В итоге, стремление найти клад и приобщиться к некой забытой тайне остается важной частью человеческой природы, как в прошлом, так и в настоящем.

************************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Славянские боги - это энергии и их всего две, а не целый пантеон

Кем на самом деле был Кощей Бессмертный? Все версии с доказательствами

У славянских русалок никогда не было хвостов - как выглядели эти девы в народных представлениях?

Змеиный Царь - за что ужей на Руси любили и уважали?

Феномен живой и мертвой воды в русской культуре – о чем идет речь?

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"