Найти тему

Раз, два, три, четыре пять... Реставраторы идут искать

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Я не сомневаюсь, что обложка этой статьи не оставила вас равнодушными. Эта морда демона с диким взглядом и клыками в прошлом году попала в заголовки всех западных газет.

Сегодня у нас непростая, но познавательная статья об одном любопытном реставрационном открытии. Я о нём читала в прошлом году на нескольких информационных ресурсах, но нигде не увидела грамотной, корректной информации. Везде был беспомощный, корявый перевод с терминами, которые никогда в реставрации не используются. Закраска вместо запись, опора вместо основа, люлька — ни за что не догадаетесь — это в машинном переводе паркетаж. Но самое плохое даже не это. Люди пишут о процессах, смысла которых не понимают, а оттого пишут неправильно и вводят в заблуждение читателей.

Сегодня расскажу вам, что же это за морда такая страшная, как она исчезла с картины и как вновь появилась.

Друзья, вы уже подготовленные, в основных реставрационных процессах вы уже ориентируетесь. Вы знаете, что если вдруг что-то внезапно появилось на старинной картине - это не реставраторы пририсовали сверху яркими красками. Это они сняли пыль, грязь, копоть, темный лак и записи, накопившиеся на поверхности картины за сотни лет и открыли авторские яркие краски.

Много раз я вам рассказывала, как в результате расчисток, удаления потемневшего лака и записей на картине открываются новые детали, авторский первозданный колорит, кружева становятся вновь белоснежными, кожа - телесно-розовой, небеса - лазоревыми.

А иногда бывает вот так... открывается нечто не совсем яркое и не очень приятное. Совсем даже неприятное, страшное и некрасивое.

...................

(Тут должно было бы быть фото обложки, но я пока не хочу показывать вам этого монстра, объект сегодняшней статьи.) Как бы то ни было, это принадлежит кисти автора. Когда находишь на картине такую морду (я пытаюсь представить себя на месте своей коллеги - бррр...), то хочется побыстрее спрятать её обратно! Но, увы, нельзя!

Друзья, давайте сначала я вас познакомлю с самим художником! Он действительно замечательный мастер своего дела, его картины висят в самых крупных музеях мира, три картины есть в Эрмитаже, одну из них знают практически все!

Джошуа Рейнолдс

Джошуа Рейнольдс, "Автопортрет", около1780 года.
Дерево, масло. 127 х 101 см. Королевская Академия художеств, Лондон
Джошуа Рейнольдс, "Автопортрет", около1780 года. Дерево, масло. 127 х 101 см. Королевская Академия художеств, Лондон
В прошлом году во всем мире отмечали 300-летие прекрасного английского художника 18-го века, сэра Джошуа Рейнолдса (1723—1792). Реставраторы Национального фонда Великобритании на протяжении полугода восстанавливали несколько его полотен к выставке, приуроченной к этому юбилею.

Возможно, вы помните мою статью о картине "Мальчик в голубом" кисти Томаса Гейнсборо. Томас Гейнсборо и Джошуа Рейнолдс - самые блестящие, маститые портретисты, они были современниками, их творчество стало проявлением наивысшего расцвета английской живописи в середине 18-го века.

Сэр Джошуа Рейнолдс. Портрет Джорджа Клайва с семьей и индийской няней. 1765 год
Сэр Джошуа Рейнолдс. Портрет Джорджа Клайва с семьей и индийской няней. 1765 год

Они также были соперниками в написании гламурных портретов английского высшего общества. Дамы с собачками и без, с детьми и в окружении всего семейства, в интерьерах и на фоне пейзажа - вот самый распространенный мотив картин сэра Рейнолдса. Он прославился своими роскошными, элегантными портретами аристократии.

Сэр Джошуа Рейнолдс. Портрет леди Кэролайн Хоуард
Сэр Джошуа Рейнолдс. Портрет леди Кэролайн Хоуард

В 30 лет Джошуа Рейнолдс стал одним из самых модных и востребованных портретистов Англии. Портреты - его "конёк" - были его визитной карточкой. Его детские портреты были особенно хороши, он передавал их сходство с удивительной точностью, несмотря на то, что дети такие непоседы и не могли долго позировать.

Сэр Джошуа Рейнолдс. Портрет Пенелопы Бутби, "Чепчик".
Сэр Джошуа Рейнолдс. Портрет Пенелопы Бутби, "Чепчик".

Рейнолдс писал картины и на исторические сюжеты. По личному заказу Екатерины Второй он написал для неё "Младенца Геракла со змеями", картина заняла сначала почетное место в коллекции Екатерины, а потом и в собрании Эрмитажа.

Джошуа Рейнольдс (1723–1792). "Младенец Геракл, душащий змей в своей колыбели", 1788 год. Холст, масло, 307 × 297 см. Собрание Государственного Эрмитажа
Джошуа Рейнольдс (1723–1792). "Младенец Геракл, душащий змей в своей колыбели", 1788 год. Холст, масло, 307 × 297 см. Собрание Государственного Эрмитажа

Ещё одна его картина, которую вы наверняка не раз видели, была написана для Светлейшего князя Потёмкина. Таких картин три, Рейнолдс сам дважды написал авторское повторение. Сейчас она тоже находится в Эрмитаже, её любят репродуцировать на календарях, буклетах, открытках... Это восхитительная Венера с Амуром.

Джошуа Рейнолдс "Амур развязывает пояс Венеры" ("Змея в траве"),1788 год. Холст, масло. 127,5 × 101 см. Государственный Эрмитаж
Джошуа Рейнолдс "Амур развязывает пояс Венеры" ("Змея в траве"),1788 год. Холст, масло. 127,5 × 101 см. Государственный Эрмитаж

А теперь вернёмся к нашей картине, которая также была написана на историческую тему. Художник получил заказ проиллюстрировать несколько произведений Уильяма Шекспира.

Джошуа Рейнолдс, "Смерть кардинала Бофорта", 1789 год. Холст, масло, 244 х 161 см. Общий вид картины до реставрации
Джошуа Рейнолдс, "Смерть кардинала Бофорта", 1789 год. Холст, масло, 244 х 161 см. Общий вид картины до реставрации

На этой картине он изобразил один из эпизодов его пьесы "Генрих VI, часть 2", название картины — "Смерть кардинала Бофорта". Это одна из последних картин Мастера, он написал её в 1789 году.

Лорд Уорвик. Фрагмент картины до реставрации
Лорд Уорвик. Фрагмент картины до реставрации

Видите, какой темной она была, как печная заслонка? Помните, я вам говорила, что цветная фотография как бы "вытягивает" картину по тону и цвету, а в реале картина темнее и цвет хуже различим.

Фрагмент, фигура кардинала Бофорта, до реставрации
Фрагмент, фигура кардинала Бофорта, до реставрации

То есть на фото картина всегда выглядит ярче и светлее, чем в жизни. Вы, конечно, видите, какое количество потемневшего старого лака на её поверхности, те детали композиции, которые должны быть белыми - рубашка кардинала, постельное бельё - выглядят ужасно. Ниже — ещё один фрагмент картины до реставрации.

Лорд Солсбери. Фрагмент картины до реставрации
Лорд Солсбери. Фрагмент картины до реставрации

Как правило, в таких ситуациях между слоями лака присутствуют и записи, и стойкие загрязнения. Да и самого лака на картине много, лаковое "море", реставраторы позже насчитали минимум шесть слоев лака.

У меня в моей практике попадались подобные картины, с толстыми слоями лака, записями и такие же темные. Я вам покажу пару фотографий из своего архива, просто чтобы вы представляли, ЧТО лежит на поверхности авторской живописи и мешает нашему восприятию.

На фото ниже процесс удаления темной записи с фона, это скриншот с видео.

-11

На следующем фото ватный тампон на черенке, которым я работала, удаляя запись. ЭТО ВСЁ лежало на "авторе":

Фото с увеличением, так лучше видно эту черноту
Фото с увеличением, так лучше видно эту черноту

В процессе расчистки упаковка ваты уходит за один рабочий день. Пачка уменьшается, а гора черных ватных тампонов растёт — картина избавляется от этих вековых наслоений:

Фото для наглядности. На самом деле тампоны всегда выбрасываются в банку с плотно закрывающейся крышкой, чтобы хоть как-то уменьшить запах состава растворителей
Фото для наглядности. На самом деле тампоны всегда выбрасываются в банку с плотно закрывающейся крышкой, чтобы хоть как-то уменьшить запах состава растворителей

Могу представить себя на месте реставратора, который проводит расчистку... и из-под лака и записи проступает вот ЭТО вот...

-14

Реставраторы знали и видели старые гравюры, но на самой картине практически и следов не осталось от этого "милого" персонажа.

-15

Изучение микрошлифов показало наличие на картине шести слоев лака, межлаковых записей и наличие загрязнений между этими слоями. А подготовить картину к выставке, то есть вернуть ей экспозиционный вид, означало удалить всё это.

Фрагмент, рука кардинала Бофорта. В процессе удаления лака
Фрагмент, рука кардинала Бофорта. В процессе удаления лака

В остальном, картина была сдублирована и хорошо натянута на подрамник, механических повреждений тоже не было. Ей требовалась именно расчистка и живописное восстановление.

В процессе удаления старого лака, белая рубашка кардинала становится действительно белой, такой, какой её написал автор
В процессе удаления старого лака, белая рубашка кардинала становится действительно белой, такой, какой её написал автор

Картина изображает момент из исторической драмы Уильяма Шекспира "Генрих VI, часть 2", когда король присутствует при смерти своего двоюродного деда, кардинала Бофорта. Король умоляет Бога о мирном конце для своего родственника и восклицает:

"О, прогони лукавого врага,
Что осаждает гибнущую душу!
Отчаянье из сердца изгони!"
Перевод Е.Бируковой

А если перевести дословно, то в оригинале монарх говорит следующее:

"О, прогони назойливого дьявола,
Который осаждает душу этого несчастного,
И изгони из его груди это черное отчаяние!»
(Перевод сделан Google Translate.)

Вот художник и решил усилить воздействие картины на зрителей: он изобразил несомненно назойливого дьявола, нависающего прямо над подушкой кардинала, как полноправного персонажа этой сцены.

Картина после удаления лака и записей, перед тонировками
Картина после удаления лака и записей, перед тонировками

Такое видение и такую трактовку сюжета современники Рейнолдса сразу же встретили с неодобрением, с первого дня показа картины в "Шекспировской галерее" Джона Бойделла.

Изображение страшной морды раскритиковали и искусствоведы того времени, и коллеги художника.

-19

"Злой дух осаждал вкус сэра Джошуа", — язвил один критик. "Бес у кардинальской подушки не может испортить картину, но его изображение не делает чести художнику", — писал другой критик в газете "Таймс" 7 мая 1789 года. "Возможности, фигуры речи в поэзии не стоит так буквально изображать в живописи". Третьи высказывали мнение, что если бы Шекспир считал, что этот бес значимый герой, то он ввел бы его в список персонажей пьесы отдельной строкой. Автора не раз пытались убедить закрасить демоническое существо, но он отказывался.

В Галерее начали продавать репродукции этой работы в виде гравюр, первые варианты которых включали в себя изображение беса. Однако на пластинах второго тиража, 1792 года, уже после смерти Рейнольдса, эта фигура уже отсутствовала.

Со временем его изображение исчезло под многочисленными слоями лака и загрязнений. Даже светлые участки живописи, как мы видели, уже с трудом просматривались.

Реставратор Софи Реддингтон за работой
Реставратор Софи Реддингтон за работой

Эту картину в 1805 году приобрел 3-й граф Эгремонт, который собирал коллекцию и размещал ее в усадьбе Петворт-хаус.

Дом и парк Петворта, Петворт, Западный Суссекс
Дом и парк Петворта, Петворт, Западный Суссекс

С середины прошлого века это государственный музей, а картина "Смерть кардинала Бофорта" вместе со всей коллекцией была передана Национальному фонду.

Группа из трех мужчин после реставрации
Группа из трех мужчин после реставрации

Реставраторы проделали большую и очень ответственную работу по приведению картины в экспозиционный вид.

Общий вид картины после реставрации
Общий вид картины после реставрации

Сэра Джошуа Рейнолдса, несомненно, порадовал бы такой результат.

По просьбам читателей возвращаюсь к традиции представлять коллаж "до/после реставрации" для большей наглядности.

-24

Глядя на то, какой картина стала после реставрации, автор Джошуа Рейнолдс теперь бы её точно узнал!

Возвращение картины на постоянное место в экспозицию музея после реставрации
Возвращение картины на постоянное место в экспозицию музея после реставрации

А я с вами прощаюсь, друзья, до скорой встречи!

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки