Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Я не сомневаюсь, что обложка этой статьи не оставила вас равнодушными. Эта морда демона с диким взглядом и клыками в прошлом году попала в заголовки всех западных газет.
Сегодня у нас непростая, но познавательная статья об одном любопытном реставрационном открытии. Я о нём читала в прошлом году на нескольких информационных ресурсах, но нигде не увидела грамотной, корректной информации. Везде был беспомощный, корявый перевод с терминами, которые никогда в реставрации не используются. Закраска вместо запись, опора вместо основа, люлька — ни за что не догадаетесь — это в машинном переводе паркетаж. Но самое плохое даже не это. Люди пишут о процессах, смысла которых не понимают, а оттого пишут неправильно и вводят в заблуждение читателей.
Сегодня расскажу вам, что же это за морда такая страшная, как она исчезла с картины и как вновь появилась.
Друзья, вы уже подготовленные, в основных реставрационных процессах вы уже ориентируетесь. Вы знаете, что если вдруг что-то внезапно появилось на старинной картине - это не реставраторы пририсовали сверху яркими красками. Это они сняли пыль, грязь, копоть, темный лак и записи, накопившиеся на поверхности картины за сотни лет и открыли авторские яркие краски.
Много раз я вам рассказывала, как в результате расчисток, удаления потемневшего лака и записей на картине открываются новые детали, авторский первозданный колорит, кружева становятся вновь белоснежными, кожа - телесно-розовой, небеса - лазоревыми.
А иногда бывает вот так... открывается нечто не совсем яркое и не очень приятное. Совсем даже неприятное, страшное и некрасивое.
...................
(Тут должно было бы быть фото обложки, но я пока не хочу показывать вам этого монстра, объект сегодняшней статьи.) Как бы то ни было, это принадлежит кисти автора. Когда находишь на картине такую морду (я пытаюсь представить себя на месте своей коллеги - бррр...), то хочется побыстрее спрятать её обратно! Но, увы, нельзя!
Друзья, давайте сначала я вас познакомлю с самим художником! Он действительно замечательный мастер своего дела, его картины висят в самых крупных музеях мира, три картины есть в Эрмитаже, одну из них знают практически все!
Джошуа Рейнолдс
В прошлом году во всем мире отмечали 300-летие прекрасного английского художника 18-го века, сэра Джошуа Рейнолдса (1723—1792). Реставраторы Национального фонда Великобритании на протяжении полугода восстанавливали несколько его полотен к выставке, приуроченной к этому юбилею.
Возможно, вы помните мою статью о картине "Мальчик в голубом" кисти Томаса Гейнсборо. Томас Гейнсборо и Джошуа Рейнолдс - самые блестящие, маститые портретисты, они были современниками, их творчество стало проявлением наивысшего расцвета английской живописи в середине 18-го века.
Они также были соперниками в написании гламурных портретов английского высшего общества. Дамы с собачками и без, с детьми и в окружении всего семейства, в интерьерах и на фоне пейзажа - вот самый распространенный мотив картин сэра Рейнолдса. Он прославился своими роскошными, элегантными портретами аристократии.
В 30 лет Джошуа Рейнолдс стал одним из самых модных и востребованных портретистов Англии. Портреты - его "конёк" - были его визитной карточкой. Его детские портреты были особенно хороши, он передавал их сходство с удивительной точностью, несмотря на то, что дети такие непоседы и не могли долго позировать.
Рейнолдс писал картины и на исторические сюжеты. По личному заказу Екатерины Второй он написал для неё "Младенца Геракла со змеями", картина заняла сначала почетное место в коллекции Екатерины, а потом и в собрании Эрмитажа.
Ещё одна его картина, которую вы наверняка не раз видели, была написана для Светлейшего князя Потёмкина. Таких картин три, Рейнолдс сам дважды написал авторское повторение. Сейчас она тоже находится в Эрмитаже, её любят репродуцировать на календарях, буклетах, открытках... Это восхитительная Венера с Амуром.
А теперь вернёмся к нашей картине, которая также была написана на историческую тему. Художник получил заказ проиллюстрировать несколько произведений Уильяма Шекспира.
На этой картине он изобразил один из эпизодов его пьесы "Генрих VI, часть 2", название картины — "Смерть кардинала Бофорта". Это одна из последних картин Мастера, он написал её в 1789 году.
Видите, какой темной она была, как печная заслонка? Помните, я вам говорила, что цветная фотография как бы "вытягивает" картину по тону и цвету, а в реале картина темнее и цвет хуже различим.
То есть на фото картина всегда выглядит ярче и светлее, чем в жизни. Вы, конечно, видите, какое количество потемневшего старого лака на её поверхности, те детали композиции, которые должны быть белыми - рубашка кардинала, постельное бельё - выглядят ужасно. Ниже — ещё один фрагмент картины до реставрации.
Как правило, в таких ситуациях между слоями лака присутствуют и записи, и стойкие загрязнения. Да и самого лака на картине много, лаковое "море", реставраторы позже насчитали минимум шесть слоев лака.
У меня в моей практике попадались подобные картины, с толстыми слоями лака, записями и такие же темные. Я вам покажу пару фотографий из своего архива, просто чтобы вы представляли, ЧТО лежит на поверхности авторской живописи и мешает нашему восприятию.
На фото ниже процесс удаления темной записи с фона, это скриншот с видео.
На следующем фото ватный тампон на черенке, которым я работала, удаляя запись. ЭТО ВСЁ лежало на "авторе":
В процессе расчистки упаковка ваты уходит за один рабочий день. Пачка уменьшается, а гора черных ватных тампонов растёт — картина избавляется от этих вековых наслоений:
Могу представить себя на месте реставратора, который проводит расчистку... и из-под лака и записи проступает вот ЭТО вот...
Реставраторы знали и видели старые гравюры, но на самой картине практически и следов не осталось от этого "милого" персонажа.
Изучение микрошлифов показало наличие на картине шести слоев лака, межлаковых записей и наличие загрязнений между этими слоями. А подготовить картину к выставке, то есть вернуть ей экспозиционный вид, означало удалить всё это.
В остальном, картина была сдублирована и хорошо натянута на подрамник, механических повреждений тоже не было. Ей требовалась именно расчистка и живописное восстановление.
Картина изображает момент из исторической драмы Уильяма Шекспира "Генрих VI, часть 2", когда король присутствует при смерти своего двоюродного деда, кардинала Бофорта. Король умоляет Бога о мирном конце для своего родственника и восклицает:
"О, прогони лукавого врага,
Что осаждает гибнущую душу!
Отчаянье из сердца изгони!"
Перевод Е.Бируковой
А если перевести дословно, то в оригинале монарх говорит следующее:
"О, прогони назойливого дьявола,
Который осаждает душу этого несчастного,
И изгони из его груди это черное отчаяние!»
(Перевод сделан Google Translate.)
Вот художник и решил усилить воздействие картины на зрителей: он изобразил несомненно назойливого дьявола, нависающего прямо над подушкой кардинала, как полноправного персонажа этой сцены.
Такое видение и такую трактовку сюжета современники Рейнолдса сразу же встретили с неодобрением, с первого дня показа картины в "Шекспировской галерее" Джона Бойделла.
Изображение страшной морды раскритиковали и искусствоведы того времени, и коллеги художника.
"Злой дух осаждал вкус сэра Джошуа", — язвил один критик. "Бес у кардинальской подушки не может испортить картину, но его изображение не делает чести художнику", — писал другой критик в газете "Таймс" 7 мая 1789 года. "Возможности, фигуры речи в поэзии не стоит так буквально изображать в живописи". Третьи высказывали мнение, что если бы Шекспир считал, что этот бес значимый герой, то он ввел бы его в список персонажей пьесы отдельной строкой. Автора не раз пытались убедить закрасить демоническое существо, но он отказывался.
В Галерее начали продавать репродукции этой работы в виде гравюр, первые варианты которых включали в себя изображение беса. Однако на пластинах второго тиража, 1792 года, уже после смерти Рейнольдса, эта фигура уже отсутствовала.
Со временем его изображение исчезло под многочисленными слоями лака и загрязнений. Даже светлые участки живописи, как мы видели, уже с трудом просматривались.
Эту картину в 1805 году приобрел 3-й граф Эгремонт, который собирал коллекцию и размещал ее в усадьбе Петворт-хаус.
С середины прошлого века это государственный музей, а картина "Смерть кардинала Бофорта" вместе со всей коллекцией была передана Национальному фонду.
Реставраторы проделали большую и очень ответственную работу по приведению картины в экспозиционный вид.
Сэра Джошуа Рейнолдса, несомненно, порадовал бы такой результат.
По просьбам читателей возвращаюсь к традиции представлять коллаж "до/после реставрации" для большей наглядности.
Глядя на то, какой картина стала после реставрации, автор Джошуа Рейнолдс теперь бы её точно узнал!
А я с вами прощаюсь, друзья, до скорой встречи!
Всем добра!