Осторожно! В тексте присутствуют спойлеры и яд!
Вчера довелось нам с Даней посмотреть отечественный ужастик под названием “Домовой”. Русский фильм с уклоном в славянскую мифологию - это должно быть что-то свежее и занятное уже само по себе как явление.
Если вкратце о сюжете: Арсения и Варю воспитывает старенькая бабушка. Но она умирает, и дети попадают в детский дом. Там их и находит богатая семья, не так давно потерявшая собственную дочь и желающая найти похожую девочку-сироту. Им нужна только Варя, Арсения они забирают только потому, что нельзя взять только одного ребенка - братьев и сестер разлучать нельзя.
А дети очень разные - Варя больше привязана к родному дому и бабушке, она скучает, и богатство новой семьи ее не прельщает. Зато Арсений хочет поскорее расстаться со старой жизнью и окунуться в новые возможности.
При отъезде из дома бабушки Варя забирает из печи уголек, чтобы перенести дух родного дома в новое место. И, оказавшись в приемной семье, они с братом переселяют в камин и своего домового. И с этого момента начинается кошмар.
Оказывается, Инга - приемная мать, связана с ведьмой, которая пообещала ей переселить дух умершего ребенка в подходящую девочку. И этой самой девочкой стала Варя. Только вот домовой вмешивается в планы так называемых родителей, потому что он дух-защитник, своих в обиду не даст.
Только вот дух ли умершей дочери хочет вселиться в Варю или кто-то посерьезнее?
Смысл фильма в том, что тот, кто связан со своими предками, чтит обычаи, более защищен в большом мире, чем тот, кто корней не помнит. Да и вообще наконец-то вспомнить богатство отечественного фольклора и создать фильм ужасов с национальным колоритом, отделиться наконец-то от клишированных ужастиков с запада - идея хорошая, сулящая множество возможностей.
Но не в этом фильме.
Как-будто желание сделать все по-своему, по-русски, вылилось в то, что “по-своему” мы еще не можем, поэтому будем учиться именно на плохих западных ужастиках. Это я на графику сейчас ругаюсь. Потому что в последние годы постоянно хочется плеваться ядом на так называемых монстров из фильмов ужасов - делаем их всех как один - отвратительными страшными уродцами. Чем омерзительнее, тем лучше. Но в попытке нарисовать страшного киношного монстра, все подобные персонажи во всех подобных фильмах вызывают лишь скуку и вздох разочарования.
Таким и домовой вышел, и его дух-противник. В итоге - ничего самобытного в потусторонних героях я не увидела. Как будто их срисовали из других фильмов и пытаются скормить как нечто новое.
Второе - это персонажи. Они абсолютно пустые и холодные. Про родителей мы только знаем, что они горюют о потерянной дочери и хотят ее вернуть. Но сказать зрителю не то же самое, что показать. По итогу в их переживания как-то не верится.
И за детей особо не переживала тоже. Есть они и есть. Все лица какие-то каменные, безэмоциональные.
Ощущение пустоты и холодности усиливает цветоколор, какой-то, на мой взгляд, не всегда уместный. Вообще сейчас, когда показывают “русский быт” почему-то используют вот эти холодные, мрачные оттенки. Мол, в России живем, откуда здесь солнцу и радости взяться, тем более, что осень на дворе?
Тем не менее, эмоциональный эффект на зрителя можно было бы усилить, показав контраст между домами бабушки и приемной семьи. Первый, если сделать его в теплых цветах - как радостные и дорогие сердцу воспоминания. Обстановку показать, скромную, но уютную и аккуратную, поддерживаемую теплом бабушкиных рук да стараниями домовика.
А дом большой и богатый оставить как есть - холодным, тяжелым и мрачным. И тогда эффект потери родного гнезда выглядел бы более драматичным и болезненным. Но создатели решили не заморачиваться и бахнуть все едино.
Одним словом, при неплохой идее реализация ее выглядит довольно топорно и скомкано, под зарубежную копирку в худших ее проявлениях.
Надеюсь все-таки, что тенденция на фолк-хорроры в кино продолжится, и нас ждут интересные фильмы лучшего качества.