В Ростове-на-Дону шесть заключенных, состоявших в террористической организации, взяли в заложники двух сотрудников ФСИН, находясь в СИЗО. Несколько месяцев готовя нападение, они сбежали через окна, угрожая ножами. Переговоры с участием муфтия оказались безуспешными, и террористов ликвидировали штурмом, не причинив вреда заложникам. Сейчас следствие проверяет возможную причастность работников тюрьмы к побегу, так как уровень коррупции среди сотрудников ФСИН в этом регионе очень высок.
Побег начался около 3 часов ночи, когда террористы из разных камер выбили оконные решетки на третьем и четвертом этажах, спустились во внутренний двор на самодельном канате. Один из них сломал руку при падении, а момент спуска был заснят случайным заключенным. На записи видно, как темная фигура быстро съезжает по канату.
Члены Совета по правам человека усомнились в возможности простого выдавливания решеток, учитывая старую, но все еще прочную конструкцию СИЗО. Однако видеокамеры и сигнализация, по идее, должны были сработать. После выхода из камер террористы объединились и напали на сотрудников, взяв в заложники младшего инспектора Виктора Кончакова и подполковника Александра Богму.
Утром стало известно о захвате заложников. Видеозаписи с заложниками, снятые самими террористами, появились в Telegram. Они требовали машину и освобождение, угрожая ножами и резиновыми дубинками. К 9:30 СИЗО-1 было оцеплено, центр города перекрыт. Переговоры с участием имама не привели к результату, и примерно в 11:30 начался штурм.
Штурм длился несколько минут, в нем участвовали Росгвардия, ОМОН и спецназ. Все террористы были убиты. Один из заложников получил легкое ранение, трое силовиков получили неопасные травмы.
Трое из террористов были осуждены за подготовку теракта, двое осуждены за грабеж и разбой, один за наркотики. В заключении они вербовали других заключенных, сохранив радикальную атрибутику и связь по телефону. Есть версия, что им помогли другие арестанты или кто-то из сотрудников СИЗО. Следователи допрашивают всех сотрудников и заключенных, проверяя информацию о возможной причастности работников тюрьмы к происшествию.
Источник в прокуратуре отметил высокий уровень коррупции в тюрьмах южных регионов России. Несколько лет назад в краснодарское СИЗО не пустили прокурора из-за угрозы бунта, вызванного наличием у заключенных множества запрещенных вещей, что также связано с коррупцией среди сотрудников ФСИН.