Бабушкин парик и рояль в галерее: автор-исполнитель из Ставрополя рассказал о роли экспериментов в творчестве
Проект Pool Snakes ставропольского музыканта Алексея Глущенко-Хмельницкого выпустил четвёртый полноценный альбом — «Секреты бабушкиных радостей». По мнению Алексея, это его лучшая работа и новая страница в творчестве. Автор-исполнитель позиционирует альбом как «элегантную музыку для души и тела». В интервью «Победе26» он пояснил, что имеет в виду и раскрыл секрет своего вокала.
«Мария» с блошиного рынка
— С чего начинался проект Pool Snakes?
— Я придумал проект в 2016 году как студийную группу одного человека. Почти все партии записываю в домашней студии, иногда приглашаю сессионных музыкантов. Свой первый альбом создавал на кухне, используя микрофон для караоке и старенький ноутбук. К 2018 году, когда было записано уже три альбома, инструменты и оборудование стали получше. И я решил собрать состав для живых выступлений на разных музыкальных площадках. Сейчас Pool Snakes приглашают на Дни города, различные молодёжные фестивали. Мы концертируем в крае и за его пределами — например, в Краснодаре.
В 2019 году состоялась премьера видеоклипа «Башка улетела» на Youtube. За одни сутки песня набрала более 100 тыс. просмотров. Затем было снято ещё два клипа — на другие песни с одноимённого сингла.
— Как вызревала идея альбома «Секреты бабушкиных радостей»?
— Меня всегда привлекала советская эстрада и наш рок-андеграунд начала 1980-х годов. Ещё в детстве меня поразило ранее творчество группы «Аквариум» — альбомы «Радио Африка» и «Треугольник». Сатира, ирония, абсурд, присущие этим двум работам, очень сильно на меня повлияли. Ну и, конечно, альбом «Ночь» группы «Кино». Глубокое впечатление оставило творчество московской панк-рок-авангард-группы «Тупые». Я открыл его для себя лишь в 2019 году.
Заметный след оставило творчество джазовых музыкантов: трубача Майлза Дэвиса, пианиста Телониуса Монка с его «рваными» пассажами, контрабасиста Чарльза Мингуса.
В общем, советская эстрадная стилистика, наш рок-андеграунд, смелость, сумасшествие джаза и ритм-энд-блюза соединились с экспериментами немецкой рок-группы Can и первых «несинтетических» записей группы Kraftwerk — и определила звучание моего четвёртого альбома. Это я чётко осознал в 2020 году.
— И понимание того, как это должно звучать, вдохновило на поиски советского музыкального оборудования?
— Да, эти творческие поиски привели меня на блошиные рынки! Я хотел, чтобы музыка, созвучная советской эпохе, исполнялась на отечественных инструментах и технике той поры. И это, кстати, ещё одна экспериментальная грань нового альбома.
В итоге я приобрёл 12-струнную гитару «Мария», три советских микрофона середины 1970-х — конца 1980-х. У каждого из них свой характер, неповторимый тембр. Я и сейчас на выступлениях использую один из этих микрофонов.
Озарение во сне
— Итак, в мае 2024 года был представлен новый альбом. О чём он?
— Название альбома «Секреты бабушкиных радостей» мне приснилось. Это было в 2022 году. Вот этот момент я и считаю началом работы над новым проектом.
Всё рождалось спонтанно, интуитивно. События и размышления или какие-то фразы, которые я проговаривал во время прогулок, — даже одно слово становилось названием композиции, отправной мыслью. Какие-то идеи нуждались в развитии, и они сплетались в тексты. «Секреты бабушкиных радостей» полны загадок, тайн и аллегорий. Альбом обо мне, но каждый найдёт в нём своё.
— Как проходила работа над альбомом?
— Это был увлекательный опыт. Тембрового своеобразия приходилось добиваться даже под одеялом или за счёт реверберации [Акустический эффект, возникающий при отражении звуковых волн от поверхности помещения. — Прим. ред.] в ванной! Аранжировки в течение двух лет менялись, преобразовываясь из сырых вариантов в окончательные версии. И по сравнению с прежними, гитарными альбомами, это фортепианный альбом: мне нравится играть на этом инструменте и сочинять с его помощью всё больше и больше.
Ещё я использовал необычные инструменты: духовой инструмент казу, балалайку, клавесин, а также звучание духовой секции, скрипок, виолончелей.
— Кто ещё участвовал в этой работе?
— В 2024 году я принёс готовый материал в профессиональную студию. По моим ощущениям, он годился лишь как демонстрационная, пробная версия альбома. А звукорежиссёра Михаила Солнышкина мои композиции впечатлили. И мы приступили к сведению и мастерингу [Процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования записей. — Прим. ред.]. Мои идеи словно обернули в яркую, привлекательную упаковку. Тогда же стало понятно, что необходимы дополнительные инструменты. Выбор пал на саксофониста Даниила Дунешенко и джазового пианиста Сергея Антонца.
Мы записали две песни с саксофоном («Эдельбай» и «Пустое поколение»). Даниил сыграл в лучших традициях Майлза Дэвиса. И с первого дубля. Он без всяких подсказок уловил настроение песен. Перед исполнением соло в «Пустом поколении» Даниил сказал: «Я хочу записать саксофон в стиле музыки советского кино». Он попал в точку! В меня вселилась уверенность, что я на правильном пути, и музыка ощущается именно так, как я её задумал.
А Сергей Антонец замечательно играет свои фрагменты на кабинетном рояле начала ХХ века в картинной галерее П. М. Гречишкина. Я благодарен Таисии Дмитриевне Авдеевой за то, что позволила записать там песни «Мама-любовь» и «Вульгарный танец». На этих треках с помощью микрофонов зафиксирован неповторимый тембр раритетного рояля и даже отражение звука от стен и картин.
Бабушкин оптимизм
— По-вашему, какая песня задаёт настроение всему альбому?
— Если хочется получить представление об альбоме, прослушав один трек, надо выбрать песню «Этот вопрос».
— Какая композиция альбома ваша самая любимая и почему?
— «Эдельбай» — самый смелый эксперимент из того, что я делал с музыкой. Чтобы исполнить эту песню, я освоил стиль «техно». Хотелось соединить совершенно разные жанры, что, надеюсь, получилось. И ещё я очень доволен вокалом, хотя я так себе певец. Перед записью два дня не ел: голос становится явно лучше, чище. И, конечно, текст песни меня завораживает и захватывает. И, судя по отзывам людей, каждый находит в ней свою тему.
— Для альбома придумана оригинальная обложка. Как она создавалась?
— Мне кажется, обложка получилась созвучной названию альбома. Дизайнер Денис Верещагин и я вдохновились конвертами альбомов Rumours группы Fleetwood Mac и Ram Пола и Линды Маккартни. Фотосессия отснята Екатериной Пенкиной — художником с небанальной манерой и самобытным видением.
Я в парике — это попытка совершить нечто яркое, странное, необычное. Дело в том, что в детстве я любил играть в парикмахера и имитировал стрижку. И бабушка, хоть и очень не любила, когда трогают её волосы, терпела ради внука. А теперь мы как бы поменялись ролями. Моей любимой бабушке Наде эта идея понравилась. Она с азартом участвовала в съёмках.
А вообще в этой гротескной форме передано восхищение поколением, которое в детстве пережило войну и не растеряло оптимизма. Это достойное качество, к которому хочется стремиться.
— Можно будет услышать «Секреты бабушкиных радостей» вживую? Кто ваши слушатели?
— Часть альбома мы уже сыграли в галерее П. М. Гречишкина. В июне у нас довольно плотный концертный график. Наши слушатели — те, кто хочет добавить в свою жизнь немного стиля, кто желает, чтобы музыка украшала их образ жизни. Кто разделяет кредо: «Живите стильно и скромно».