Режиссер - Юрий Погребничко .
Театр «Около» находится в самом центре Москвы, рядом с улицей Большая Никитская, которая каждое лето теряет свое очарование и становится похожей на район Патриарших. Здесь распахиваются рестораны, и ночная жизнь гудит до поздней ночи. Но вот сворачиваешь в Вознесенский переулок и снова оказываешься в тихом, сонном центре, хотя и здесь звуки моторов, как выстрелы, время от времени взрывают тишину.
Театр «Около» очень созвучен духу московских переулков, с их поэтичностью, неспешностью и ностальгией. Здесь пространство тебя переносит в иное время, отличное от всех. И театр тоже удивительным образом своей камерностью, репертуаром и стилем вводит тебя в особенное, медитативное состояние, словно подключает к другим мирам.
Спектакль «Только тот холодный осенний вечер» начинается с названия и сразу отсылает в прошлое. Эта строчка продолжает звучать во мне своей интонацией. То ли потому, что с возрастом и потерями я острее чувствую время, то ли такова сила искусства.
Спектакль создан на основе двух рассказов И.А.Бунина: «Мадрид» и «Холодная осень», рассказа В.В.Набокова «Ужас» и поэзии Б.Л.Пастернака. Их объединяют темы памяти, одиночества и ностальгии по ушедшему времени и по любви.
Как обломки ушедших цивилизаций на сцене слепки фигур. В ткань спектакля введена история о трехстах спартанцах. Культура - это коллективная память, которая как ничто другое помогает справляться с одиночеством и экзистенциальным ужасом смерти. Она говорит: ты в вечности не один. С тобой твои родители, друзья и даже 300 спартанцев, которые приняли смерть в 480 году до нашей эры, а мы все еще помним об их подвиге.
Спектакль вводит нас в мир рубежа веков, когда рушился не только старый уклад жизни, а складывался новый взгляд на устройство мира. Теория Эйнштейна, которая упоминается в спектакле, открыла эпоху неопределенности и отменила детерминизм. А еще раньше это сделала литература.
Само название спектакля наводит на мысль: а что было особенного в том холодном осеннем вечере? А ответа конкретного нет. Это тайна человеческой психики. Об этом может знать только тот, кто вспоминает. Не понять, не объяснить, а просто знать. И все детали этого вечера будут важны: «чистые ледяные звезды», «жаркая лампа» над столом, мешочек с документами, которые мама зашивает жениху героини, уходящему на фронт, и все чувствуют «и трогательно, и жутко».
Звучат стихи Фета: «Какая холодная осень», в которых упоминаются шаль и капот и опять звучит тема времени. И последнее объяснение героя в любви относится и к героине, и ко всей прежней жизни его бабушек и дедушек, ценность которой он, наверное, пережил только сейчас, в саду под небом, освещенном минерально чистыми звездами. Какое вчуствование в каждый момент бытия перед уходом! Человек прощается с жизнью и чувствует благословение природы и присутствие другого, чистого мира. Поэтому, наверное, (точно никто не знает) его слова, сказанные тем вечером, она будет помнить всю жизнь: «Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.» Эти слова в спектакле звучат последним аккордом о том, что все не бессмыслица, есть высший мир, и мы все связаны.
Бунин верит в любовь, красоту и в своем творчестве передает это «легкое дыхание» жизни, которое, как суть жизни, не уходит из мира со смертью человека. А без этой веры - бессмысленность и ужас.
Этот спектакль создает такую атмосферу, которая очень созвучна поэтической прозе И.А.Бунина, которую я всем советую перечитывать.
Особенно рекомендую поэтическим душам.